Икона и частица мощей великомученика Георгия Победоносца


Празднование - 6 мая, 16 ноября (обновление храма в Лидде), 9 декабря (освящение храма в Киеве).

Великомученик Георгий († 303) – один из наиболее известных и почитаемых святых в христианском мире, а в некоторых странах (например, в Грузии, Англии) самый почитаемый. Претерпевший особо тяжелые страдания за Христа, Георгий причислен к лику великомучеников и, как победитель в духовной брани, именуется Победоносцем. Позднее этот эпитет был переосмыслен в связи с «чудом о змие», повествующем о победе великомученика над страшным змеем. Именно этот эпизод жития чаще всего используется в иконографии великомученика: 

«На иконе Георгия Победоносца мы видим человека, у которого оказалось мужество и смелость сразиться со злом, сразиться не только ради себя самого, но ради чего-то большего, чем он сам, и сразиться с ним лицом к лицу, зная, что это может стоить ему жизни. Святой Георгий изображается в виде бесстрашного Рыцаря, бьющегося с драконом, а у ворот дворца стоит девушка, которую он хочет спасти и которая ждет либо его победы, либо своего позора и смерти» (митр. Антоний Сурожский).

Святой великомученик Георгий родился в Каппадокии. Мать воспитала его в христианском благочестии. После кончины мужа она переселилась с сыном на свою родину, в Палестину, где около г. Лидды у нее были богатые имения. Грузинская традиция считает равноапостольную Нину родственницей святого Георгия по отцу.

В юном возрасте Георгий поступил на воинскую службу и отличился в войне с персами в 296-297 гг. Умный, мужественный, физически сильный воин стал одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. После кончины матери Георгий получил богатое наследство и отправился ко двору, надеясь достичь высокого положения, но тут начались гонения на христиан. Тогда святой раздал свое имение нищим и явился на императорский совет в Никомидию, где открыто исповедал Христа и обличил языческое заблуждение императора.
 
Разгневанный Диоклетиан приказал жестоко пытать Георгия. Его подвесили и били палками и затем бросили в тюрьму, забив ноги в колодки и положив на грудь большой камень. На следующий день император велел подвергнуть его колесованию; затем Георгия бросали в яму с негашеной известью, перебивали ему кости на руках и ногах, избивали воловьими жилами, заставляли бегать в раскаленной докрасна железной обуви с торчащими внутрь гвоздями. Георгий переносил многодневные пытки с великим терпением и благодарил Господа, а Господь даровал Своему угоднику утешение, исцеление и дар чудотворений. Собравшиеся вокруг люди, видя, что Георгий, несмотря на страшные пытки, остается невредим, восклицали: «Велик Бог христианский!»

Друг императора Магненций предложил Георгию в доказательство истинности христианской веры воскресить кого-либо из умерших. Святой обратился с молитвой ко Христу, и началось сильное землетрясение. Одна из гробниц на находившемся неподалеку кладбище отверзлась, и из нее вышел человек, умерший несколько веков назад. Посрамленный Диоклетиан велел отвести Георгия в темницу. Туда в надежде на исцеление стекалось множество больных, среди них был бедный крестьянин Гликерий, у которого единственный бык пал на пашне. Гликерий обратился к святому с просьбой оживить быка, и Георгий ответил ему, что если он уверует во Христа, то, вернувшись домой, найдет быка живым.

Императору донесли, что благодаря Георгию многие жители приняли христианскую веру, среди уверовавших были военачальники Анатолий и Протолеон. Тогда Диоклетиан по совету приближенных призвал святого и обещал ему великие почести, если тот принесет жертву языческим богам. Георгий согласился пойти в храм и, когда там собралось множество народа, обратился к статуе Аполлона с вопросом, является ли он богом. Обитавший в идоле нечистый дух ответил, что он не бог, а истинный Бог – Иисус Христос. Георгий сотворил крестное знамение, и все идолы упали и разбились. Взбешенные этим жрецы кинулись избивать святого великомученика, а пораженная царица Александра открыто исповедала веру во Христа. Император вынес смертный приговор Георгию и Александре. По пути к месту казни Александра присела отдохнуть на камень и мирно предала душу Господу, а Георгию отсекли мечом голову. Это произошло 23 апреля (6 мая нов. стиль), в Великую пятницу.

Церковное почитание святого Георгия началось уже в IV веке: посвященные ему храмы стали возникать по всей Римской империи, особенно в Палестине и Сирии, на родине святого в г. Лидде от его мощей происходили исцеления. 


Многообразны и широко распространены сказания о чудесах святого Георгия. 

«Чудо о колонне вдовы» относится к числу первых чудес великомученика. В палестинском городе, где покоились мощи Георгия, византийский император задумал перестроить храм, освященный во имя святого, сделав его более величественным. Но в городе не было подходящего материала для изготовления колонн, и за ним отправилась экспедиция по морю в другой город, где находились каменоломни. Некая благочестивая вдова, почитавшая великомученика, на все свои скромные средства купила колонну и хотела погрузить ее на императорский корабль, т. к. не имела денег отправить ее самостоятельно. Но чиновник, ведавший отправкой груза, отказался принять колонну под предлогом того, что не следует смешивать дар императора с приношением бедной женщины. Расстроенная таким ответом вдова осталась на берегу. Она упала на землю и, горько рыдая, призывала в мольбах святого Георгия. Вдруг перед ней появился сам великомученик и спросил, где в храме она хотела бы поставить колонну, и пальцем написал на колонне, чтобы та была установлена второй справа. Вместе с женщиной они подняли столб, который вдруг стал лег­ким, и опустил в море. Когда корабль подплывал к городу, чиновник увидел на берегу колонну вдовы и, пораженный этим чудом, раскаялся в своем высокомерии. Колонна была установлена в храме согласно надписи, которая оставалась на ней на протяжении многих столетий. 

«Чудо об обращении сарацина» произошло в Рамле после захвата Палестины арабами. Один сарацин зашел в христианский храм, где увидел священника, молящегося перед образом святого Георгия. Желая показать пренебрежение к христианским иконам, араб выстрелил в образ из лука. Стрела полетела вверх, не причинив вреда иконе, и падая, вонзилась в руку стрелявшего.

Рука раздулась, очень болела, и сарацин, мучаясь от страшных страданий, признался во всем своим служанкам, среди которых было несколько христианок. Они посоветовали хозяину позвать священника, и тот объяснил варвару, кто был свято Георгий и почему он получил от Бога благодать творить чудеса. По совету священника сарацин приказал принести к себе в дом икону великомученика Георгия, поставил над своей постелью, молился перед ней и смазал руку маслом из лампады. Араб исцелился, уверовал в Бога, тайно крестился, а потом начал на площади города громогласно проповедовать учение Христа как истинного Бога. Новообращенный сарацин принял мученический венец, ибо тут же был разрублен своими бывшими единоверцами на части.

«Чудо о воине и коне» повествует о необходимости строгого выполнения данного обета. Некий воин из Лидды собираясь в поход, молился в храме великомученика Георгия и пообещал, если останется жив, отдать в дар святому любимого коня. Вернувшись из похода целым и невредимым, хотя войско понесло большие потери, воин вместо обещанного оставил перед иконой Георгия 20 солидов (столько стоил его конь) и хотел увести коня, но тот не сдвинулся с места. Он добавил к приношению еще 10 солидов, но конь опять оставался неподвижен. Воин продолжал увеличивать сумму, пока она не достигла 60 солидов, и наконец понял, что надо исполнить обет: вместе с деньгами он оставил коня, который легко пошел за ним к иконе святого. 

«Чудо о спасении от разбойников. В Дидии (Пафлагония) находился храм во имя великомученика Георгия. Среди его благочестивых прихожан были Лев и его сын Мануил. Последний каждый год ходил в г. Хоны, относя богатые пожертвования на храм архистратига Михаила. Однажды в пути Мануила застала ночь, и он, увидев в пещере огонь, попросился на ночлег, не зная, что здесь живут разбойники, которые в тот момент отсутствовали. Женщина, бывшая в пещере, узнав о том, что у юноши с собой большая сумма денег, решила задержать его до прихода мужа и сына и, прикинувшись радушной хозяйкой, уложила его спать. Проснувшись, Мануил услышал разговор разбойников и стал молиться святому Георгию. Сделав вид, что они тоже хотят совершить паломничество в Хоны, разбойники завели юношу в безлюдное место. Осознав, что настал смертный час, Мануил закричал, призывая на помощь великомученика. Перед ними появился всадник, который одного за другим бросил разбойников в реку. Затем посадил Мануила на коня, и в одно мгновение они очутились в Хонах, хотя до города было восемь дней пути. Всадник объяснил, что он - Георгий, и стал невидимым. Святой появился в разбойничьем вертепе и сжег его вместе с коварной хозяйкой. Сюжет об избавлении от опасности является одним из самых распространенных в чудесах великомученика.

«Чудо об избавлении отрока из плена» широко отражено в иконографии. На острове Лесбос был храм во имя великомученика Георгия, где в престольный праздник собиралось много людей. Зная об этом, на христиан напали арабы и увезли на остров Крит большое количество пленников. Среди них был некий юноша, чьи родители тяжелее других переживали разлуку с сыном. Через год, в день памяти Георгия, они устроили обед в честь святого, а мать юноши горячо молилась о возвращении сына. В тот момент, когда ее муж обращался с молитвой к великомученику, а гости разливали вино, сын хозяев появился в доме с сосудом вина в руках. На удивленные расспросы юноша ответил, что долгое время был рабом в доме критского эмира и сегодня прислуживал ему за обедом, разливая вино. Внезапно перед ним предстал святой Георгий, посадил его на коня и перенес в родной дом. Одной рукой юноша держался за пояс святого, а в другой так и остался сосуд с вином из дома эмира.

О подобном удивительном возвращении из плена рассказывают и еще два чуда великомученика Георгия. Однако самое известное из всех чудес - «Чудо о змии». В греческой традиции оно считается единственным прижизненным чудом Георгия, однако в славянской и других относится к числу посмертных, как и все остальные чудеса мученика. 

В озере, неподалеку от одного сирийского города, поселился огромный змей, похожий на дракона. Он пожирал людей и овец и отравлял воздух ядовитым дыханием. Все попытки уничтожить его заканчивались гибелью людей. Правитель города, жители которого были язычниками, обратился к богам, и они якобы посоветовали ему каждый день отдавать в жертву змею юношу или девушку. Причем правитель обещал, что если жребий падет на его единственную дочь, то и она разделит участь прочих жертв. Когда до нее дошла очередь, девушку отвели к озеру и оставили на берегу. С ужасом она ждала гибели, но появился всадник на белом коне. Узнав о чудовище, воин, не внимая предостережениям девушки, бросился на вылезшего из озера змея. Он прижал копьем гортань чудовища к земле, а конь стал топтать его копытами. Затем воин приказал девушке накинуть на усмиренного змея пояс и отвести в город. Увидев чудовище, которое она вела, подобно смирному псу, горожане замерли от изумления. Георгий объяснил им, что он одолел змея силой Христа. Когда по просьбе горожан святой убил змея, они приняли Крещение. На том месте, где змей был умерщвлен, построили церковь во имя великомученика Георгия, около которой забил целебный источник. «Чудо о змии» впоследствии получило аллегорическую трактовку, став символом торжества христианства над язычеством или победы христианина над страстями.

Тропарь вмч. Георгию Победоносцу, глас 4

Яко пленных свободитель/ и нищих защититель,/ немощствующих вpач,/ православных поборниче,/ победоносче великомучениче Геоpгие,// моли Хpиста Бога спастися душам нашим.

Тропарь вмч. Георгию, ради освящения храма его, глас 4

Днесь блажат тя мира концы,/ Божественных чудес исполншеся,/ и земля радуется, напившися крове твоея./ Христоименитии же людие града Киева/ освящением Божественнаго храма твоего радостию возвеселишася,/ страстотерпче Георгие,/ сосуде избранный Святаго Духа, угодниче Христов./ Егоже моли/ с верою и мольбою приходящим во святый твой храм/ дати очищение грехов,// умирити мир и спасти души наша.

Кондак вмч. Георгию Победоносцу, глас 4

Возделан от Бога показался еси благочестия делатель честнейший,/ добродетелей рукояти собрав себе,/ сеяв бо в слезах, веселием жнеши,/ страдальчествовав же кровию, Христа приял еси,// и молитвами, святе, твоими всем подаеши прегрешений прощение.

Кондак вмч. Георгию, ради освящения храма его, глас 2

Божественнаго и венценоснаго великомученика Христова Георгия,/ на враги победу вземшаго одоления,/ сошедшеся верою во освященный храм, восхвалим,/ егоже благоволи Бог создати во имя его,// Един во святых почиваяй.

Молитвы

Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою поклоняющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от своего благоутробия Бога, да милостивно услыышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житиюю нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востаюющих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

О, всехвальный, святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою твоею помощию, и умоли Человеколююбца Бога, да не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие, и во всем изобилие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам тобою от Всещедраго Бога, но во славу святаго имени Его и в прославление крепкаго твоего заступления, да подаст Он стране нашей и всему боголюбивому воинству на супостаты одоление и да укрепит непременяемым миром и благословением. Изряднее же да оградит нас святых Ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам, по исходе нашем из жития сего, от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его, и неосужденным предстати Престолу Господа славы. Услыши ны, страстотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно Триипостаснаго Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколю́бием, твоею же помощию и заступлением обрящем милость, со Ангелы и Архангелы и всеми святыми одесную Правосудного Судии стати, и Того выну славити со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Акафист великомученику Георгию Победоносцу


Скачать: georgii-pobedonosec_akafist.pdf [175,61 Kb] (cкачиваний: 2)
Посмотреть онлайн файл: georgii-pobedonosec_akafist.pdf
Добавлено: 31-10-2019, 11:15
0
1 118

Похожие публикации


Добавить комментарий


Наверх