Казанская икона Божией Матери


Память - 21 июля и 4 ноября (новый стиль).

Казанская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых и любимых в России икон. Она была явлена в Казани 8 июля (21 июля по новому стилю) 1579 года в царствование Ивана IV Грозного. Свидетелем обретения чудотворной иконы был будущий митрополит Казанский, а впоследствии — Патриарх Московский и всея Руси святитель Ермоген, в то время служивший священником одной из казанских церквей. Его перу и принадлежит «Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы». Списки иконы получили широчайшее распространение, многие прославились как чудотворные.

Явление Казанской иконы

23 июня 1579 года Казань пострадала от сильного пожара, уничтожившего половину кремля и большую часть города. Пожар вызвал брань на христиан, православная вера стала подвергаться поруганию со стороны иноверцев. Для укрепления верующих Бог «яви от земли» чудотворную икону Божией Матери с Младенцем Христом. 

Матроне, девятилетней дочери стрельца Данилы Онучина, вознамерившегося поставить себе новый дом на месте пожарища, неоднократно являлась во сне Божия Матерь, повелевая сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы они извлекли из земли Ее образ, указав и место на пепелище, где надо было копать. Девочка боялась рассказать о своем видении незнакомым людям и поведала о том лишь матери, которая не обратила внимания на слова дочери. Через несколько дней в полдень икона вновь явилась Матроне, но уже в «страшном огненном виде, сияя яркими и страшными огненными лучами». Грозный голос предупредил Матрону, что, если она не извлечет образ Богородицы из земли, икона явится в другом городе, а девочка будет болеть и умрет в страданиях. Испуганная Матрона упала на землю и лежала несколько часов, словно мертвая. Очнувшись, она побежала к матери, которая на этот раз сразу поверила дочке. Вдвоем они отправились к воеводам, архиепископу, говорили о видении простым людям – все дивились рассказу, но не воспринимали всерьез. Тогда мать девочки взяла заступ и стала копать в указанном месте, копали и другие, но ничего не находили. Когда же на пепелище дома, на месте, где была печь, начала копать сама Матрона, то на глубине чуть более метра она обрела небольшую икону Божией Матери, завернутую в ветхий суконный рукав однорядки (верхней одежды) вишневого цвета. Икона сияла, как только что написанная, на ней не было никаких следов пожара или грязи. 

Весть о чудесном явлении иконы тут же облетела весь город, собрался народ. Казанский архиепископ Иеремия со священством и градоначальниками торжественным крестным ходом пришли на место чудесного обретения иконы и перенесли ее в церковь Николы Тульского, затем после молебна — в Благовещенский собор. Архиерей с плачем молился перед образом о прощении своих согрешений. Воеводы также слезно просили милости и каялись в нерадении и неверии, а народ воздавал хвалу Спасителю и Богородице. 

Сразу стало ясно, что икона чудотворная – уже во время крестного хода обрели зрение два казанских слепца: Иосиф и Никита. Эти чудеса стали первыми в длинном списке чудес и исцелений, происходивших от Казанской иконы. 

История обретения иконы так поразила царя Ивана Грозного, что он повелел основать на месте ее явления девичий монастырь (Казанский Богородицкий монастырь), выделив средства из государевой казны. Построенную вскоре деревянную церковь девичьего монастыря освятили в честь Богородицы «Одигитрии». Туда явленная икона крестным ходом была перенесена из Благовещенского собора. Вторая церковь монастыря – теплая деревянная с трапезной – была освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Насельницей этого монастыря стала Матрона, получившая в постриге имя Мавра. Позже в монастыре подвизалась и ее мать.

Явленная Казанская икона была небольшого размера, всего 6×5 вершков, или 26,7×22,3 см, и относилась к иконографическому типу «Одигитрия», то есть «Путеводительница». Уже святитель Ермоген отмечал необычность этой иконы: в отличие от традиционных поясных икон «Одигитрия», на Казанском образе Богородица изображена со стоящим Младенцем Христом. По описаниям XIX века, икона была «письма греческаго, цвета темнаго», изображение Богоматери погрудное, рук не видно, голова склонена к Младенцу Христу, изображенному прямолично, стоящим. Его правая рука отведена в сторону в жесте двуперстного благословения, левая опущена и скрыта под гиматием.

Явленная Казанская икона Божией Матери почиталась как национальная святыня и хранилась в возведенном на месте ее обретения монастыре. История ее печально оборвалась в тяжелое для России время начала XX века. В ночь на 29 июня 1904 собор Казанского монастыря был ограблен святотатцами; бесследно пропала и чудотворная икона Богоматери. На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. 

Существовали версии, что явленная Казанская икона не была уничтожена. Полагали, что она была продана старообрядцам и находится в одной из молелен Казани, Москвы, Уфы или Коврова. В Казанском девичьем монастыре бытовало предание, что явленная Казанская икона (после нескольких попыток хищения чудотворного образа грабителями) на ночь заменялась точным списком, который и был украден в 1904 году, а подлинник сохранился невредимым и находится в настоящее время в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. 

Поиски иконы неоднократно предпринимались, в т. ч. по инициативе членов императорской семьи. Много лет этим занимались чиновники особых поручений Департамента полиции Министерства внутренних дел, где хранилось два обширных тома секретных документов 1910–1917 годов, связанных с расследованием хищения Казанской иконы Божий Матери. Надежда на то, что икона не была сожжена и может быть найдена, сохраняется и до настоящего времени.

Ныне в Казани особо почитается Казанская икона в церкви св. блг. князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, на Арском кладбище. Видимо, она происходит из Казанского девичьего монастыря и является ранним списком явленного образа. 

Множество других списков Казанской иконы Божией Матери в разных уголках нашей необъятной Родины прославилось чудесами исцелений и милостей Царицы Небесной к православному народу, за что русские люди весьма полюбили этот образ. В редком храме не встретишь Казанской иконы; ею же чаще всего благословляют молодых на семейную жизнь.

Избавление Москвы и России от поляков в 1612 году

Память Казанской иконы Пресвятой Богородицы отмечается дважды в году: 21 июля – в честь ее славного явления и 4 ноября – в честь избавления Москвы и всей страны от польских интервентов в 1612 году. В настоящее время этот день отмечается в России как общегосударственный праздник — День народного единства.

В 1598 году прерывалась правящая династия Рюриковичей и началось Смутное время, ознаменованное стихийными бедствиями, гражданской войной, русско-польской и русско-шведской войнами, тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом. Особую роль в преодолении Смуты сыграл священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и составитель службы в ее честь. 

Патриарх Ермоген благословил создание первого народного ополчения, призванного освободить Москву от польско-литовской оккупации. Зримым знаком патриаршего благословения стало принесение в ополчение списка явленной Казанской иконы Пресвятой Богородицы 22 июля 1611 года. С принесенной из Казани иконой в тяжелом бою с гетманом А. Ходкевичем ополчением городов Нижней Волги и казаками был взят Новодевичий монастырь, после чего этот образ стал почитаться чудотворным. В конце августа – начале сентября 1611 года в Москве построили Казанский деревянный храм, куда перенесли икону. В связи с тяжелой обстановкой она пробыла здесь до начала зимы 1611/12 г., после чего с казанским протопопом ее отправили в Ярославль. 

Весной 1612 года в Ярославль пришло второе народное ополчение Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, и уже прославившаяся чудотворениями икона была взята в полки. Так московский список явленной Казанской иконы стал полковым. 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года с Московской Казанской иконой приступом был взят Китай-город, вскоре поляки сдали Кремль. 22 октября стал днем освобождения России от интервентов. В первый воскресный день после освобождения Кремля полки русских воинов сошлись у Лобного места на площади, называемой «Пожар» (позднее Красная), где произошла встреча двух чудотворных икон Божией Матери – Казанской и Владимирской, вынесенной из ворот Кремля архиепископом Арсением Елассонским.

После освобождения столицы Казанская икона стояла в приходской Введенской церкви князя Пожарского на Лубянке, где был устроен придел в ее честь. Царской династией Романовых Казанская икона почиталась как новая государственная святыня. В 1613 году царь Михаил Феодорович повелел установить ей празднование дважды в год – 8 июля, в день обретения в Казани, и 22 октября, в день освобождения от поляков. На праздник «осенней Казанской» совершались Большие крестные ходы из Успенского собора Московского Кремля.

В 1625 году по повелению царя и по благословению патриарха Филарета чудотворная икона была украшена «многою утварию» князем Пожарским по данному им обету. После освящения 16 октября 1636 года патриархом Иоасафом каменного Казанского собора на Красной площади в Москве икона находилась здесь. Ее называли «Казанской, что на "Пожаре"».

В 1649 году царем Алексеем Михайловичем в связи с рождением 22 октября «во время всенощного пения» первого сына Димитрия установлено общерусское празднование Казанской иконе: «...празновать Пречистой Богородице, явлению чюдотворныя иконы Казанския, во всех городех, по вся годы».

В продолжение последующих 150 лет десятки официально чтимых местных списков Казанской иконы распространились по многим епархиям Русской церкви. Казанской иконе ныне посвящены сотни храмов и монастырей. К XIX веку Казанский образ почитался в России не меньше, чем древние иконы Владимирская и Смоленская.

Особое значение Казанская икона получила во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Известно предание о том, что полководец Г. К. Жуков возил эту икону по фронтам. Богослужения перед Казанской иконой совершались в Ленинграде, Сталинграде (икона стояла на правом берегу Волги, перед ней служились молебны и панихиды). Множество людей молились во время войны перед чтимыми Казанскими иконами – в Москве в кафедральном Елоховском соборе, в Ленинграде в Князь-Владимирском соборе. Подобно прп. Серафиму Саровскому, возносил к Богу днем и ночью коленопреклоненные молитвы о России иеросхим. св. Серафим Вырицкий, настоятель Казанского храма в Вырице под Ленинградом. 

Первым из воссозданных храмов в Москве в начале 1990-х годов стал Казанский собор на Красной площади.Казанская икона играет важную роль в утверждении духовных основ Православия на границах России, где в ее честь строятся новые церкви и монастыри. Казанский образ является, как и в дореволюционной России, полковым в Вооруженных силах России. Над воинскими частями шефствует духовный центр в честь Казанской иконы Божией Матери, созданный в Раменском под Москвой (2000). Крестные ходы с почитаемыми Казанскими иконами ныне совершаются по всей России. Ведущиеся в различных епархиях летописные своды фиксируют многочисленные примеры помощи людям от чудотворных Казанских икон.

Тропарь, глас 4

Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Кондак, глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы, ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Молитвы

О Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице! Со стра́хом, ве́рою и любо́вию припа́дающе пред честно́ю ико́ною Твое́ю, мо́лим Тя́: не отврати́ лица́ Твоего́ от прибега́ющих к Тебе́, умоли́ милосе́рдая Ма́ти, Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Го́спода Иису́са Христа́, да сохрани́т ми́рну страну́ на́шу, Це́рковь Свою́ Святу́ю да незы́блему соблюде́т от неве́рия, ересе́й и раско́ла. Не и́мамы бо ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Пречи́стая Де́во: Ты́ еси́ Всеси́льная христиа́н Помо́щница и Засту́пница. Изба́ви все́х с ве́рою Тебе́ моля́щихся от паде́ний грехо́вных, от наве́та злы́х челове́к, от вся́ких искуше́ний, скорбе́й, бе́д и от напра́сныя сме́рти: да́руй на́м ду́х сокруше́ния, смире́ние се́рдца, чистоту́ помышле́ний, исправле́ние грехо́вныя жи́зни и оставле́ние прегреше́ний, да вси́ благода́рне воспева́юще вели́чия Твоя́, сподо́бимся Небе́снаго Ца́рствия и та́мо со все́ми святы́ми просла́вим Пречестно́е и Великоле́пое И́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

О, Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, Цари́це Небеси́ и земли́, вы́шшая а́нгел и арха́нгел и всея́ тва́ри честне́йшая, чи́стая Де́во Мари́е, ми́ру блага́я Помо́щнице, и все́м лю́дем утвержде́ние, и во вся́ких ну́ждах избавле́ние! При́зри и ны́не, Госпоже́ Всеми́лостивая, на рабы́ Твоя́, Тебе́ умиле́нною душе́ю и сокруше́нным се́рдцем моля́щияся, со слеза́ми к Тебе́ припа́дающия и покланя́ющияся пречи́стому и цельбоно́сному о́бразу Твоему́, и по́мощи и заступле́ния Твоего́ прося́щия. О, Всеми́лостивая и Премилосе́рдая Де́во Богоро́дице Чи́стая! Воззри́, Госпоже́, на лю́ди Твоя́: мы́ бо гре́шнии не и́мамы ины́я по́мощи, ра́зве Тебе́ и от Тебе́ ро́ждшагося Христа́ Бо́га на́шего. Ты́ еси́ засту́пница и предста́тельница на́ша. Ты́ еси́ оби́димых защище́ние, скорбя́щим ра́дование, си́рым прибе́жище, вдо́вам храни́тельница, де́вам сла́ва, пла́чущим весе́лие, больны́м посеще́ние, немощны́м исцеле́ние, гре́шным спасе́ние, Сего́ ра́ди, о Богома́ти, к Тебе́ прибега́ем, и на Тво́й Пречи́стый о́браз с Предве́чным на руку́ Твое́ю держи́мым Младе́нцем, Го́сподем на́шим Иису́сом Христо́м взира́юще, умиле́нное пе́ние Тебе́ прино́сим и вопие́м: поми́луй на́с, Ма́ти Бо́жия, и проше́ние на́ше испо́лни, вся́ бо су́ть возмо́жна хода́тайству Твоему́: я́ко Тебе́ сла́ва подоба́ет ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Акафист Божией Матери пред иконой "Казанская"

Скачать: kazanskaya-ikona_akafist.pdf [198,6 Kb] (cкачиваний: 16)
Посмотреть онлайн файл: kazanskaya-ikona_akafist.pdf
Добавлено: 28-10-2019, 00:06
0
2 683

Похожие публикации


Наверх