Икона Божией Матери "Скоропослушница"



Празднование – 22 ноября (новый стиль).

В храме Александра Невского молебны с акафистом Божией Матери пред иконой «Скоропослушница» совершаются каждую пятницу, начало в 18.00.

Чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» – древняя и почитаемая икона Богородицы. Первообраз находится в монастыре Дохиар, Святая Гора Афон.

В нашем храме есть несколько списков этой иконы Божией Матери. Одна из них – справа от иконостаса – дар монастыря Дохиар на день великого освящения храма 6 марта 2016 года. Над входом в жертвенник располагается икона «Невская Скоропослушница».

Монастырь Дохиар

Мужской общежительный монастырь, расположенный на южном побережье полуострова Афон, на склоне горы, в нескольких десятках метров от моря. Посвящен святым архангелам Михаилу и Гавриилу. Главные праздники: Собор св. архангелов Михаила и Гавриила и Всех небесных сил бесплотных (21 ноября нов. ст.); память свт. Николая Чудотворца (19 декабря); празднование иконе Божией Матери «Скоропослушница» (14 октября). Во вторник Светлой седмицы проводится также крестный ход с этой иконой.

Согласно монастырскому преданию, Дохиар был основан в конце X века монахом Евфимием, современником и другом преподобного Афанасия Афонского († ок. 1000). Евфимий выполнял в основанной прп. Афанасием Великой Лавре послушание дохиара (келаря, т.е. распорядителя съестных припасов). По благословению Афанасия Евфимий вместе с другими монахами обустроил рядом с современной пристанью Дафни (греч. – лавр) небольшой монастырь, названный по прежней должности своего основателя Дохиаром. Эта обитель была вскоре разорена сарацинскими пиратами, и Евфимий с одобрения и благословения священноначалия воздвиг на месте современного Дохиара новый монастырь, во имя свт. Николая Чудотворца.

Монастырь Дохиар

Строительство монастыря сопровождалось чудесными событиями и благодатной помощью святых архангелов, вследствие чего кафоликон (главный собор монастыря), изначально освященный в честь свт. Николая, был посвящен архангелам Михаилу и Гавриилу. 

Предание, записанное в «Повести о чудесах великих чиноначальников Михаила и Гавриила в святой великой обители Дохиар на Святой Горе», гласит, что в первой половите XII века при игумене Неофите не хватало денег на роспись и украшение кафоликона. На подворье монастыря Лонгос (п-ов Ситония) стоял древний столп с бюстом некоего мужа наверху и надписью: «Кто ударит меня в голову, обретет множество золота». Послушник Дохиара по имени Василий стал копать там, куда на восходе падает тень от головы статуи, и нашел клад золотых монет. Когда он сообщил об этом игумену Неофиту, тот послал к нему трех монахов для перевозки золота в обитель. Монахи погрузили сокровища в лодку, но по дороге поддались соблазну, привязали юноше камень на шею и бросили в море, а золото разделили между собой и спрятали недалеко от монастыря. Василий, молитвенно призвав на помощь святых архангелов, был чудесным образом перенесен ими в монастырский храм, где его нашел экклисиарх (церковнослужитель, наблюдающий за церковным зданием и порядком богослужения) спящим с камнем на шее. Монахи, сопровождавшие послушника, солгали игумену, что Василий скрылся с кладом, но прп. Неофит обличил их и выслал из монастыря. Василий принял постриг с именем Варнава и впоследстии стал преемником прп. Неофита на игуменстве. Среди святынь монастыря в Соборном храме хранится часть того камня с которым послушник был брошен в море и чудесно спасен.

На деньги из клада игумен Неофит расписал кафоликон, снабдил его великолепными сосудами, иконами, ценными ткаными покровами, рукописными книгами и приобрел для обители много движимого и недвижимого имущества. 

Исследователи не отрицают исторической достоверности этого рассказа в силу не только множества произведенных в те годы дорогостоящих работ и приобретений, но и покупки весьма внушительных владений в западной части п-ова Халкидики в 1112 и 1117 гг., причем первая сделка оплачивалась старинными золотыми монетами не менее двухвековой давности.

В конце XIII века благодаря помощи святых архангелов разрешилась многолетняя проблема Дохиара с питьевой водой. До этого времени вода доставлялась из удаленных источников (ок. 5 км) по открытому наземному каналу, в результате чего она загрязнялась и вызывала у монахов различные болезни. Поэтому было решено проложить глубоко в земле керамические трубы, но чудесным вмешательством святых архангелов от обители не потребовалось столько затрат. Согласно монастырскому преданию, назначенному ответственным за строительство монаху Феодулу по указанию архангелов было открыто о существовании источника воды слева от кафоликона. Монахи стали копать в указанном месте и, обнаружив обильный источник хорошей питьевой воды, построили колодец. Этот колодец стал святыней Дохиара, от его воды происходили многочисленные исцеления.

Предание об иконе «Скоропослушница»

На внешней стороне восточной стены трапезной монастыря Дохиар, справа от входа, находится чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница», представляющая собой фреску, датируемую 1563 годом. Рядом с ликом Пресвятой Богородицы есть надпись: «Скороуслышительница, Врефократуса (Держащая Младенца), Страшное Предстательство». Свое имя, известное ныне всему православному миру, икона получила в 1664 году, когда от нее произошло чудо, о котором повествуется в монастырском сказании.

В середине XVII века в Дохиарской обители подвизался монах Нил, исполнявший послушание трапезаря (повара). 

Каждый раз, спускаясь из кухни в подсобные помещения, он, чтобы лучше видеть, держал в руках зажженную лучину. По пути он проходил мимо большой иконы Богородицы, изображенной на внешней стене трапезной. Там по привычке и невниманию он прислонял лучину к стене рядом с иконой, и дым от лучины коптил на образ Богородицы. Однажды, он услышал, как какой-то голос говорит ему: «Монах, не чади мне на икону!». Нил поначалу испугался человечского голоса, но решил, что это сказал кто-нибудь из братии и не обратил должного внимания на слова. 

Прошло несколько дней, а он продолжал прислонять рядом с иконой свою лучину, которая сильно дымила. Внезапно он услышал громкий, словно раскат грома голос: «Монах, недостойный этого имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?» При этих словах трапезарий ослеп. Глубокое покаяние охватило его душу, и он искренно исповедовал свой грех неблагоговейного обращения с образом Божией Матери, признавая себя достойным такого наказания. Нил решил не отходить от иконы до тех пор, пока не получит прощение своих согрешений.

Икона Божией Матери "Скоропослушница" в монастыре Дохиар

Утром братия нашла его лежащим навзничь перед святым образом. После рассказа монаха о случившемся с ним иноки затеплили перед иконой неугасимую лампаду. Сам же провинившийся день и ночь молился и плакал, обращаясь к Богородице, так что вскоре его усердная молитва была услышана. Знакомый голос сказал ему: «Нил! Твоя молитва услышана, ты прощен, и зрение снова дается твоим очам. Объяви остальным отцам и братьям, подвизающимся в монастыре, что Я – Матерь Бога Слова и сей обители святых архангелов после Бога Покров и сильная Заступница, предопределенная для нее как непобедимая Правительница. И отныне пусть прибегают ко Мне монахи при любой нужде, Я быстро услышу их и всех с благоговением прибегающих ко Мне православных христиан, потому что Скоропослушницей именуюсь». Это событие произошло 9 ноября 1664 года.

Слух о свершившемся пред иконой чуде быстро разошлась по всему Афону, привлекая множество иноков на поклонение святыне. Братия Дохиарской обители заложила вход в трапезную, чтобы таким образом оградить место, где находилась икона. В 1723 г. в честь иконы, прославившейся множеством чудес, монахи построили парекклисион (храм). Тогда же был избран особо благоговейный иеромонах (просмонарий) для безотлучного нахождения у иконы и совершения перед нею молебнов. Это послушание исполняется и поныне. Также вечером каждого вторника и четверга вся братия монастыря поет перед иконой умилительный канон Божией Матери, священник поминает на ектеньях всех православных христиан и молится о мире всего мира.

В 1919 г. по решению собора старцев Дохиара празднование иконе было перенесено с 9 (22 нов. ст) ноября, когда оно отмечалось с Собором дохиарских святых, на 1 (14) октября. В парекклисионе иконы Божией Матери «Скоропослушница» дважды в неделю служат Божественную литургию, а также совершают монашеские постриги. В июле 1996 г. древняя фреска была помещена в парекклисионе «Скоропослушница» в особом киоте, а на ее месте сделана копия иконописцем и реставратором Антонием Глиносом († 1998).

Иконография

Образ иконы Божией Матери «Скоропослушница» относится к распространенному типу Одигитрии – «Путеводительницы». Младенец, сидящий на левой руке Богоматери, благословляет правой рукой, а в левой держит свиток. Для иконы характерна обращенность правой пяточки Богомладенца к молящимся. Позднее Богоматерь на иконе подобного типа стала изображаться в короне.

«Невская Скоропослушница»

Икона Божией Матери «Скоропослушница» особенно почитается в России благодаря многочисленным чудотворным спискам, самым известным из которых является образ, находящийся ныне в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. 

Этот образ Божией Матери «Скоропослушница» был принесен на берега Невы в 1878 году иеромонахами Афонского Русского Пантелеимонова монастыря Афанасием и Варсонофием, прибывшими в Россию для сбора средств на восстановление древнего храма святителя Николая Чудотворца в Мирах Ликийских (в Турции). По своей иконографии эта икона существенно отличается от известного Афонского образа «Скоропослушницы». На ней Божия Матерь изображена без Младенца оглавно, с молитвенно простертой десницей подчеркнуто больших размеров, словно символизирующей Божественную помощь. Трудно сказать, что определило эти иконографическике перемены. Как гласит предание, образ был написан «по сонному видению иноку Святой Горы». Такой тип иконы «Скоропослушницы» не встречается ни в Греции, ни в других странах православного Востока, поэтому образ называют еще «Невской Скоропослушницей».

Прибывшие с Афона монахи остановились в Александро-Невской Лавре, которая стала первым местом, принявшим икону в Санкт-Петербурге. Знаменательно, что именно она спустя век станет местом постоянного пребывания святыни.

С 1879 по 1932 год святой образ находился в Николо-Барградском храме (сначала - Николо-Александровская часовня). Осенью 1885 года (по другим источникам - в 1880 году) в Александро-Николаевской часовне произошел пожар, в результате которого часовня сгорела дотла. Однако это несчастье послужило прославлению образа Богородицы. «…В мусоре пепелища была обретена нетленная икона Божией Матери "Скоропослушница", писанная на толстом картоне, с явными следами огненного опаления, доселе еще не изгладившимися…Такое чудесное спасение святыни храма произвело на благочестивых обывателей окружающей часовню местности и жителей Петербурга громадное впечатление. Молва, переходя из уст в уста, быстро облетела не только всю столицу, но и ее отдаленные глухие окраины. К иконе Божией Матери "Скоропослушницы" во временное помещение ее на Калашниковском проспекте потянулись вереницы богомольцев и пред нею непрерывно совершались молебны. Явная милость Божия, сопутствовавшая усердию молитвы и твердости в вере с надеждою прибегавших к заступничеству и скорой помощи Владычицы, усилила в значительной степени прилив богомольцев в часовню. Св. икону, по желанию жителей столицы, ежедневно начали развозить по домам» (Краткое описание Барградского Николо-Александровского храма в Петрограде, с.11).

Икона "Невская Скоропослушница"

Почитателями иконы Богоматери "Скоропослушницы" были также царственные мученики Николай II и вся его семья, которые возносили свои молитвы к святой иконе до последних дней своей жизни. Особенно чтила эту икону преподобномученица Елисавета Феодоровна, она прикладывала немало усилий к благоукрашению этого удивительного образа. Елисавета Феодоровна заказала для иконы Божией Матери «Скоропослушница» киот, являвшийся точной копией киота иконы Владимирской иконы Божией Матери в Успенском соборе в Москве, чем еще раз подчеркивалось не только петербургское, но и уже общероссийское значение этого образа.

В 1922 году, когда большевиками была развязана компания по изъятию церковных ценностей, будущему священномученику митрополиту Вениамину Петроградскому удалось сохранить от поругания особо чтимые святыни города на Неве, среди которых находилась и икона «Скоропослушница». Между митрополитом и Петроградским Советом состоялось формальное соглашение, напечатанное в «Петроградской правде» в начале апреля. В этом соглашении предусматривалось, что «хранилища мощей, не представляющие собой материальной ценности и всенародночтимые иконы, а именно: 1) икона Спасителя (в часовне Спасителя на Петроградской стороне), 2) икона Казанской Божией Матери (в Казанском соборе), 3) икона Скорбящей Божией Матери (на Стеклянном заводе за Невской заставой), 4) икона Скоропослушницы (Рождественская улица), 5) икона Тихвинской Божией Матери (Исаакиевский собор), 6) икона Святителя Николая Чудотворца (в Колпино) - могут быть оставлены верующим в настоящем виде при условии замены ценности их металлом в соответствующем эквиваленте» (ЦГА РСФСР, Фонд НКЮ, «Дело м.Вениамина»). Шесть главных чтимых икон Петербурга милостью Божиею были сохранены. 

С 1921 по 1932 год в Николо-Александровском Барградском храме служил известный петербургский пастырь, протоиерей Владимир Шамонин. В годы гонений значение иконы Божией Матери «Скоропослушницы» имело, пожалуй, еще большее значение, чем прежде, люди ждали скорой помощи в гонениях, скорбях, и храм был переполнен. О почитании этой святыни в 1920-е годы рассказывают живые воспоминания Зои Владимировны Шамониной:

«Кроме ежедневных служб, заказывались молебны перед иконой Божией Матери в течение всего дня. В дежурной комнате всегда находился священник, по звонку выходивший служить молебны. Молебны были главным образом просительные. Больных привозили, приводили, служили и заочные молебны, если больные не могли приехать издалека. Поминальных записок было такое множество, что прочитывать их полностью было невозможно. Бельевые корзины, наполненные ими, только благословлялись служившим священником крестом, рукой и Евангелием. Люди часто исцелялись или сразу после служения перед чудотворной иконой или после. Об этом присылали письменные извещения. Народ молился усердно с верой, надеждой/.../ Приходить и прикладываться к чудотворному образу Божией Матери разрешалось в любое время (за исключением моментов Литургии верных), иначе не все успевали бы приложиться...».

Икона пользовалась столь великим почитанием, что ее просили привозить в дома многие верующие. Этими поездками Матерь Божия зримо являла Свой Покров Петрограду. «Эту чудесную икону возили и носили извозчиком по домам, где тогда служились молебны. На улицах часто можно было видеть проезжавшего извозчика со священником и псаломщиком, между которыми в спецфутляре стояла икона “Скоропослушницы”. Встречный народ становился на колени и кланялся. Если кому-то привозили икону и жильцы соседней квартиры узнавали об этом, то выходили на лестницу, во двор, выводили или выносили детей или больных. Часто мимоходом по просьбе людей заносили и в другие квартиры, а некоторые ходили просто по улицам на случай, если вдруг проедут сюда с чудотворной иконой». (Воспоминания Зои Владимировны Шамониной). 

К этому времени относится множество чудес. В храме велся особый журнал чудес и исцелений от иконы Божией Матери «Скоропослушница». Некоторые выписки из него сохранились в воспоминаниях дочери отца Владимира:

«Заброшенная больная женщина в своей квартире - общий рак с метастазами (грязь, зловоние), никто не выдержал до конца молебна. После молебна исцелилась.
Бесноватая девушка, голова которой в припадке повернулась прочь от иконы на 180 градусов и оставалась в таком неестественном положении, исцелилась вскоре после молебна.
Скрученный мужчина, почти недвижимый, исцелившись, стал участвовать в пеших паломничествах к святыням.
Парализованная портниха после своего исцеления от иконы перешла на шитье только церковных облачений.
Пьяница, пришедший со всей семьей в храм, после усердной молитвы о себе совершенно перестал пить».

Икону так часто возили, что с нее была написана копия, которую оставляли вместо нее в храме. В связи с этим произошла знаменательная история, о которой рассказала одна из жительниц Петербурга, Вера Ананьевна Викторова. Ее бабушка Софья Александровна и мать Людмила Леонидовна жили на Знаменской улице близ подворья Леушинского монастыря и были прихожанами подворского храма Святого Апостола Иоанна Богослова. Однажды в первые годы после революции они пригласили к себе домой послужить молебен с иконой «Скоропослушница» из Николо-Барградского храма.

«Икону привезли на конке на лошадях. Совершал молебен отец Алексий Верзин, который служил тогда с отцом Владимиром.  После молебна сели за стол, батюшка говорит: "Надо потушить свечи". А мама, тогда еще ребенок, попросила: "Батюшка, а пускай погорят свечечки? " Батюшка разрешил: "Ну, пускай…" Одна свечечка свалилась и прикоснулась к иконе. Когда все схватились, было уже поздно. Заметка на руке Божией Матери так и осталась. Батюшка расстроился, что ему придется перед настоятелем отвечать. Потом икону отдавали в реставрацию. Однако сколько раз ни реставрировали ее, никак не удавалось полностью избавиться от следа. Старцы потом сказали, что это Господь так попустил, потому что священники другой раз развозили копию иконы Божией Матери. И чтобы так больше не делали, Сама Божия Матерь отметила Свой образ. Этот след и доныне заметен на деснице Пречистой».

7 марта 1932 года Николо-Александровский храм был закрыт. Икона Божией Матери «Скоропослушница»должна была быть передана в музейный фонд, но о.Владимиру Шамонину удалось перевезти ее в храм свв.князей Бориса и Глеба на Синопской набережной, куда его назначили служить. В 1932 году, после закрытия Борисо-Глебского храма, икона «Скоропослушницы» оказалась в Духовской церкви Александро-Невской лавры, откуда она была перенесена в Свято-Троицкий собор на Измайловском проспекте. В 1938 году ее вновь перенесли уже в Князь-Владимирский собор, где она пребывала около двадцати лет. Именно здесь этот образ пережил всю блокаду. Во все 900 дней блокады «Скоропослушница» пребывала в пределах города и наряду с Казанской иконой, также находившейся в Князь-Владимирском соборе, она была одной из немногих доступных святынь страждущего града, пред которыми обретали утешение верующие люди. 

В 1955 году Русской Православной Церкви был возвращен Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. В нем начались восстановительные работы. За два года опустошенный храм удалось вернуть к жизни. 12 сентября 1957 года митрополит Ленинградский и Ладожский Елевферий торжественно освятил храм. По благословению митрополита, бывшего особым почитателем Божией Матери «Скоропослушницы», чтимый образ в 1958 году был перенесен во вновь освященный собор. Владыка, видимо, руководствовался мыслью, что Троицкому храму нужна святыня: мощей святого благоверного князя Александра Невского там тогда не было, не было и никаких чтимых икон. А храм открыт, и нужно, чтобы он вновь стал духовным центром. И Митрополит благословляет перенести икону «Скоропослушницы» в Троицкий собор. Этот образ стал первой перенесенной сюда после многих лет гонений святыней. 

К этому времени все жители Ленинграда и особенно прихожане Князь-Владимирского собора привыкли к тому, что икона находится в этом храме. Поэтому известие о предстоящем перенесении было встречено не без скорби. По воспоминаниям старых прихожан, верующие собрались в Князь-Владимирском соборе и стали читать акафисты и молитвы пред чтимой иконой. Молитвенное стояние у «Скоропослушницы» продолжалось в течение трех дней. Только на ночь прихожане расходились по домам. Тогда митрополит Елевферий благословил выполнить точную копию иконы «мера в меру», которая была установлена в прежний киот, а подлинная икона была перенесена в Лавру. Так исторический круг замкнулся. Первое место, куда была принесена эта икона с Афона, была Лавра. И вновь она стала домом иконы Божией Матери «Скоропослушница». Пред ней, как и прежде, множество богомольцев с сердечными воздыханиями о своих нуждах. И ныне «Скоропослушница» также утешает, помогает и укрепляет.

Тропарь, глас 4

К Богоpодице пpитецем, сущии в бедах,/ и святей иконе Ея ныне пpипадем,/ с веpою зовуще из глубины души:/ скоpо наше услыши моление, Дево,/ яко Скоpопослушница наpекшаяся,/ Тебе бо pаби Твои в нуждах// готовую Помощницу имамы.

Кондак, глас 8

В мори житейстем обуреваемии,/ треволнению подпадаем страстей и искушений./ Подаждь убо нам, Госпоже, руку помощи, якоже Петрови Сын Твой,/ и ускори от бед изба́вити ны, да зовем Ти:// радуйся, всеблагая Скоропослушнице.

Молитва

Преблагословенная Владычице, Приснодево Богородице, Бога Слова паче всякаго слова на спасение наше рождшая, и благодать Его преизобильно паче всех проявившая, море явльшаяся Божественных дарований и чудес приснотекущая река, изливающая благодать всем, с верою к Тебе прибегающим! Чудотворному Твоему образу припадающе, молимся Тебе, всещедрей Матери человеколюбиваго Владыки: удиви на нас пребогатыя милости Твоя, и прошения наша, приносимая Тебе, Скоропослушнице, ускори исполнити все, еже на пользу во утешение и спасение, коемуждо устрояющи. Посети, Преблагая, рабы Твоя благодатию Твоею, подаждь недугующим цельбу и совершенное здравие, обуреваемым тишину, плененным свободу и различными образы страждущих утеши; избави Всемилостивая Госпож, всяк град и страну́ от глада, язвы, труса, потопа, огня, меча и иныя казни временныя и вечныя, Матерним Твоим дерзновением отвращающи гнев Божий; и душевнаго разслабления, обуревания страстей и грехопадений свободи рабы Твоя, яко да непреткновенно, во всяком благочестии поживше в сем веце, и в будущем вечных благ сподобимся благодатию и человеколюбием Сына Твоего и Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Акафист Божией Матери пред иконой "Скоропослушница"

Скачать: skoroposlushnica_akafist.pdf [214,69 Kb] (cкачиваний: 25)
Посмотреть онлайн файл: skoroposlushnica_akafist.pdf
Добавлено: 1-11-2019, 18:52
0
1 983

Похожие публикации


Добавить комментарий


Наверх