Израиль. День второй

Прогулка по старому городу

Этот день мы посвятили полностью пешей прогулке по старому Иерусалиму и его окрестностям. Отель наш находился в Восточной части Иерусалима, арабской, так что мы были полностью окружены арабкой экзотикой и шармом. Кстати, к Храму Гроба Господня тоже приходится добираться через непрерывный поток арабских торговых лавочек со всем, чем свет богат. Отель наш назывался «Золотые стены», расположен был в двух минутах ходьбы от Дамасских ворот и в соприкосновении со стеной старого Иерусалима.

Стройной толпой покинули мы свои временные кельи, перешли через дорогу, повернули налево и направились в сторону монастыря св. Марии Магдалины, золоченые купола которого невозможно не заметить как со стороны горы Елеонской, так и стороны Иерусалима. Расположен монастырь у подножия Елеонской горы и Гефсиманского сада. Вся земля вокруг него святая, но, к сожалению, поделенная между различными религиями и конфессиями. И, как мы уже говорили, уживаются они не совсем дружественно.

По пути, продвигаясь вдоль стены Иерусалима, мы соприкоснулись с двухтысячелетней древностью – каменным слоем времен Ирода Великого. Кстати, он был большой любитель строительства, прямо-таки современный Лужков. 

Также на нашем пути была церковь святого Стефана, принадлежащая Греческой Патриархии. Мы сделали в ней остановку, прослушав интересный рассказ нашего гида о временах столь давних и прот. Игоря – о двух товарищах, Стефане и Савле, последний из которых наблюдал и одобрял убийство Стефана. Святой Стефан стал первым мучеником после распятия Христа. Святой апостол от 70–ти, первомученик и архидиакон Стефан (†34) был старшим из семи диаконов, поставленных Апостолами. Он был первым, кто пролил свою кровь за Евангелие. В его житии, составленном свт. Димитрием, митрополитом Ростовским, повествуется, что по благодати Божией, Стефан творил много знамений и чудес, был умным и сильным. 

Нас очень тепло встретила греческая семья: настоятель и его родители, добрые, милые люди, покинувшие свою Родину, ради сохранения Православия в Иерусалиме.

Со стороны монастыря святого Стефана хорошо видны Золотые ворота в Иерусалимской стене, заложенные сегодня, через которые въезжал Христос на ослике в Иерусалим. И мы Ему кричали: «Осанна Сыну Давидову!». И мы Его вновь распинаем сегодня. 

Это единственные ворота, ведущие прямо на Храмовую Гору. В настоящее время заложены камнем, но арки, обозначающие вход, хорошо видны на стене. Золотые ворота состояли из двух входов, называемых «ворота покаяния» и «ворота милосердия». Многие отождествляют Золотые ворота с воротами, упомянутыми в пророчествах Иезекииля:

«И сказал Господь: ворота эти будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими. Ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез.44:1–3). 

Ворота были построены римлянами после разрушения Иерусалима в ходе первой римско-иудейской войны (66–71 гг.). В период Византийской империи ворота были открыты, через них вошел византийский император Ираклий после победы над персами в 631 году. Легенда гласит, что император готовился въехать в ворота с триумфом, на боевом коне, но при его приближении ворота закрылись сами собой и голос с неба сказал: «Иисус вошел в эти ворота скромно, и так же надлежит входить и императору». Тогда Ираклий сдался, спешился с коня, снял обувь, и ворота открылись перед ним во всю ширь.

В XII в. крестоносцы открывали эти ворота дважды в год: на Пасху, в память о Входе Иисуса Христа в Иерусалим, и в день памяти об императоре Ираклии. После захвата Иерусалима турками, Сулейман Великолепный приказал в 1541 году замуровать ворота. Внутри ворот были построены мечети, а снаружи султан распорядился разместить мусульманское кладбище, которое мы хорошо видели после рассвета на Елеонской горе.

Монастырь святой Марии Магдалины

Далее посещение монастыря святой Марии Магдалины, утопающего в цветах, зелени и полном отречении от безумного мира. Мощи св. Елисаветы Федоровны. Акафист, прочитанный перед ее мощами всеми нами по очереди. Таинство, коснувшееся таких глубоких внутренних чувств: сможем ли мы хотя бы на малость, самую малую малость, пережить с такой силой то, что пережила она, и не поколебаться в своих чувствах и вере? История этого места достойна того, чтобы ознакомиться с ней и передать потомкам. Спасибо тебе, наша многострадальная Родина, за таких людей и тех, кто это сохранил для нас.

За то, что сегодня мы имеем возможность посетить это место, мы должны быть благодарны уже упомянутому архимандриту Антонину (Капустину), который рекомендовал сыновьям императора Александра III приобрести участок в Иерусалиме и построить на нем храм.
 
Что еще мы увидели на территории монастыря:

- часть лестницы библейских времен, по которой Иисус восходил в Иерусалим. В память об этих событиях здесь построена маленькая часовня. Сестры очень чтут это святое место: ежегодно к Вербному Воскресенью часовню украшают пальмовыми ветвями, на ступенях всегда цветы.

- грот, где, по преданию, уснули Пётр, Иаков и Иоанн во время молитвы Иисуса перед арестом в Гефсиманском саду (в 1988 году здесь была освящена пещерная часовня во имя Страстей Господних). Надпись у входа в грот: 2Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение».
- Внутри церкви святой Марии Магдалины, великолепный иконостас из белого мрамора с бронзовым орнаментом, иконы, выполненные художниками Василием Верещагиным и Сергеем Ивановым. Самый большой холст над иконостасом изображает Марию Магдалину, пришедшую с проповедью к императору Тиберию.

Согласно преданию, после воскрешения Иисуса Христа, Мария Магдалина отправилась в Рим к императору Тиберию. В те времена было не принято приходить к нему без подарка, а так как Мария была бедна, она принесла ему в дар простое яйцо, символизирующее жизнь. Представ перед императором, Мария рассказала ему о воскрешении Иисуса, на что император ответил: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг из белого стало красным». И вдруг яйцо в его руках изменило цвет. Тиберий удивленно произнес: «Воистину воскрес!» Так родилась традиция пасхального обращения христиан друг к другу и обычай красить яйца на Пасху.

- Одной из уникальных святынь монастыря является Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия». У нее тоже есть своя интересная история. Эта икона осталась невредимой после сильного пожара в ливанском селении Рихания. Когда эти места настигла эпидемия чумы, священники начали обходить с иконой зараженные поселения – и эпидемия там прекращалась. Позже прихожане подарили икону митрополиту Ливанскому Илии, который дорожил ей, как самым ценным сокровищем. Однажды Илие приснился сон, в котором святые великомученицы Елизаветы и Варвара просили его передать почитаему икону игуменье Марии в Палестине. Илия видел этот сон несколько раз, тогда он разыскал Марию и вручил ей Смоленскую икону, которая была почерневшей от времени. Но, когда икона прибыла на место, она «просветлилась» и на ней стали видны все краски.

Просветлевшие покидали мы территорию монастыря святой Марии Магдалины с огромным сожалением. Возвращаясь с работы, неделю спустя после возвращения в Москву, я рыдала безудержно, так хотелось опять туда.

Половина дня миновала. И теперь нам предстояло прикоснуться к главному: пронести, молясь, крест вместе со Христом, вместе со своими грузами и тягостными мыслями.

Крестный путь Господна на Голгофу

Римская Претория – место беседы с Пилатом, капелла Бичевания, место возложения тернового венца и Креста – ЛИФОСТРОТОН – подземная каменная мостовая, которой вели Иисуса Христа на казнь и место, где римские войны делили Его ризы.

Греческая Претория (подземный бассейн для воды времен Ирода Великого, темница Христа, в которой Его держали ночью перед судом у Каиафы, а под ней тюрьма для приговоренных, возможно, в ней сидел Варавва). Мы спускались вниз, но там жутко.  

Порог Судных Врат (Русское подворье). Последнее место Крестного Пути перед Голгофой, по удивительному стечению обстоятельств, находится на русском участке и принадлежит Русской Православной Церкви; место это чрезвычайно важно, хотя значение его и не признается католиками. Участок, находящийся в непосредственной близости от Храма Гроба Господня, был приобретен Россией в 1859 году для постройки на нём здания консульства. При расчистке участка под строительство были обнаружены остатки древней стены, а затем и отдельно стоящей арки.

Системные раскопки были предприняты Императорским Православным Палестинским Обществом в 1882 году при финансовой поддержке его председателя великого князя Сергея Александровича, пожертвовавшего 1000 рублей золотом на уникальные научные изыскания. Наблюдение и руководство в этом деле было поручено архимандриту Антонину (Капустину), который возглавлял Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме с 1865 по 1894 годы. Проводил раскопки видный немецкий архитектор и археолог, блестящий знаток иерусалимских древностей Конрад Шик (1822–1901). Остатки городской внешней и внутренней стены, обнаруженные археологами, Конрад Шик отнёс ко времени Ирода Великого, ввиду массивности и грандиозности найденных остатков и наличии элимов (выступов) в стене в два локтя ширины каждый. Найденные остатки стены древнееврейской эпохи находились на живом грунте скалы, т.е. в своём первоначальном, нетронутом виде, образуя при этом целый хорошо сохранившийся угол. Арку с двумя колоннами сообщество археологов датировало началом II века, т. е. временем Римского императора Адриана (117–138 гг.), а остатки церкви, построенной святой царицей Еленой, определили началом IV века. Но самым главным достижением было то, что Шик определил форму ворот в стене. Это сразу вошло в систему христианских святынь Иерусалима, как «Порог Судных Врат», через которые Иисус Христос покинул город, следуя к Голгофе. Судными эти Врата назывались потому, что перед ними приговоренному в последний раз зачитывался приговор; после этого он уже не подлежал обжалованию. Таким образом, был найден еще один подлинный камень, по которому ступала нога Христа, непосредственно перед восшествием на Голгофу.

Вблизи Порога Судных Врат был найден участок стены с узким, расширяющимся кверху отверстием, достаточным, чтобы человек мог пройти, согнувшись. Этот проход использовался для прохода в город в ночное время, когда городские ворота запирались. Из-за своей формы эта калитка носила название «игольное ушко», она упоминается Спасителем в известной притче:

«удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк. 18:25).

Это был наш путь. И опять встреча с архимандритом Антонином (Капустиным). Благодаря его пламенному служению мы в Русском подворье можем стоять рядом с частью стены Иерусалима и ворот, через которые нес Иисус Своей крест, поэтому идти крестный путь надо с православными, а не католиками. Церковь на подворье с приютом для паломников была освящена 22 мая 1896 года в честь святого благоверного князя Александра Невского. Поэтому для нас посещение этого места была вдвойне близким и значительным.

И, наконец, Храм Гроба Господня, освященный 17 сентября 335 года, олицетворяющий собой многострадальную историю современного человечества. Православные христиане называют эту церковь – храм Воскресения Христова. Такое наименование отражает исторические события, которые произошли здесь — страдания Спасителя и Его светлое Воскресение.

Здесь мы не будем ничего говорить. Здесь каждому нужно быть самому, чтобы услышать внутри себя самого себя.

 
Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышленьем,
Чтоб и душу Тебе посвятить
И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи Ты меня соблюдать
Лишь Твою милосердую волю,
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить
Ты Своею Пречистою Кровью,
Бескорыстной, глубокой любовью
Научи меня, Боже, любить!

К.Романов


Елена Юрьевна Агудова

Добавлено: 1-05-2018, 08:25
0
1 728

Похожие публикации


Наверх