Лекция искусствоведа Анны Александровны Кобленц-Никифоровой о вкладе московского купечества в храмосозидание Москвы прошла в нашем храме
В этом году храм Александра Невского начал сотрудничество с Музеем предпринимателей, меценатов и благотворителей на Шаболовке. Музей стал одним из победителей международного открытого грантового конкурса "Православная инициатива 2018-2019", представив на нем свои образовательные проекты.
Для всех желающих, как взрослых, так и подростков, музей подготовил интересные программы, например, новый проект «Москва православная благотворительная: наследие дореволюционных благотворителей и меценатов, история благотворительных обществ и движений». В рамках этого проекта организованы пешеходные экскурсии по храмам Москвы, лекции о предпринимателях, которые внесли большой вклад в социальную жизнь и храмосозидание столицы, а также о представителях торговых династий, прославленных в лике новомучеников и исповедников Российских. Для подростков проводятся интерактивные семинары об истории российской благотворительности, конкурсы, мастер – классы и многое другое.
В частности, 11 января 2020 года в 15.00 для прихожан нашего храма в Музее состоится программа, посвященная столичным храмам в честь Рождества Христова, построенным на средства московских купцов – меценатов, на которую приглашаются все желающие.
Первая авторская лекция сотрудницы музея, искусствоведа Анны Александровны Кобленц-Никифоровой, о вкладе московского купечества в храмосозидание Москвы прошла в храме Александра Невского 21 декабря 2019 года.
Известно, что 18–19 вв. дали России так много благотворителей, что его называют «золотым» веком меценатства. В 19 в. купечество представляло собой вполне оформившееся привилегированное сословие, которое обладало высоким социальным положением и экономической значимостью, к примеру, купечество часто заседало в городских управах. Вкладывая капиталы в развитие торговли и промышленности, купцы-предприниматели немалую долю прибыли определяли и на благотворительность. Развитие традиций благотворительности и меценатства среди представителей торгового сословия в значительной степени было обусловлено особенностям воспитания и образования купечества. Семейственность и патриархальность в купеческих семьях, раннее приобщение детей к труду, стремление к дворянским стандартам, объединялись под самым важным фактором формирования духовно-нравственной системы ценностей купечества – религией и верой. Религиозность в купеческой среде считалась незыблемой добродетелью. Опираясь на постулаты Православия, купцы воспитывали в своих детях определенное отношение к богатству: совершенно естественным было осознание необходимости делиться своими материальными благами с нуждающимися, улучшать и обогащать окружающую действительность, оправдывая тем самым свое, данное Богом, богатство.
На пожертвования купеческого сословия открывались учебные заведения, создавались дома для инвалидов, вдов, престарелых, бездомных, организовывалась медицинская помощь населению, открывались музеи, для которых приобретались бесценные коллекции.
И, конечно, очень много московские предприниматели-благотворители жертвовали на развитие Церкви. Редко кто из русских купцов не мечтал построить на собственные деньги храм, каждый православный меценат почитал за честь участвовать в созидании и украшении церкви, прихожанином которой он являлся.
В ходе лекции Анна Александровна рассказала о нескольких купеческих династиях: Лепешкины, Корзинкины, Бахрушины, Куманины, Оловянишниковы, которые на свой кошт (то есть, на свои расходы) возводили в Москве церкви и соборы, становились их старостами и членами приходских советов. Для строительства и украшения храмов не жалели средств, приглашали лучших архитекторов, иконописцев и ювелиров. Несмотря на годы лихолетья, многие храмы украшают Москву и поныне: храм преподобного Марона Сирийского на Большой Якиманке, храм Воскресения Христова в Кадашах, храм Троицы Живоначальной в Вишняках, храм Троицы Живоначальной при бывшем приюте Бахрушиных, и многие другие. Также был освящен и вклад московских купцов-меценатов в храмосозидание города Ярославля.
Помимо постройки храмов, участия в их развитие и другого попечительства приходской церковной жизни, московское купеческой сословие внесло и другой свой неоценимый вклад: сонм угодников Божиих, причисленных лику святых Русской Православной Церкви, новомучеников и исповедников Российских.
Анна Александровна рассказала о двух святых новомучениках, подвижниках тяжелого для Руси времени, безбожного лихолетья 20 века – новомученике из мирян Николае Григорьевиче Григорьеве и преподобномученице игумении Афанасии (Лепешкиной).
Николай Григорьевич Григорьев, или, как его еще называют, «русский Иов», был известным московским купцом, прихожанином и благотворителем храма Воскресения Христова в Кадашах. Будущий мученик родился 1 декабря 1845 г. в деревне Ратманово Угличского уезда Ярославской губернии в семье крепостных крестьян. Его потомки рассказали о жизненном пути русского христианина – бывшего крепостного крестьянина, который после получение личной свободы, через упорный труд стал выдающимся русским промышленником, потомственным почетным гражданином Москвы, купцом 2-й гильдии и богатейшим человеком. Колбасная фабрика Григорьева была самым оснащенным мясным производством в Москве. Перед революцией все дома около храма Воскресения Христова в Кадашах принадлежали Николаю Григорьеву: в одном доме жил он сам, в других жили его рабочие. Фабрикант Григорьев также постоянно держал связь с родиной, большинство его рабочих были из Ярославской губернии, он использовал любую возможность помочь своим односельчанам трудоустройством, принимал и другое участие в их судьбах: дарил бедным невестам из своего села приданое, на праздники посылал обозы с подарками для односельчан. Николай Григорьев всю жизнь был глубоко верующим христианином, он не считал богатство своим, но даром Божиим, который он использовал для помощи людям. Он был крупным меценатом и помогал храмам и, прежде всего, конечно, Кадашевскому храму. Он сам построил несколько храмов – храм святителя Николая в селе Сергиевском, недалеко от родной деревни Ратманово, а также храм на территории современной Тимирязевской академии, недалеко от своей дачи в Петровско-Разумовском.
Революционная катастрофа 1917 года уничтожила дело всей жизни купца Николая Григорьевича, подобно тому, как дьявол уничтожил все, что имел святой Иов. Через некоторое время фабрику Григорьева конфисковали коммунисты, сыновей арестовали, от горя умерла жена. Не избежал гонений и сам Николай Григорьевич, основной причиной ненависти безбожников было то, что он построил храм в селе Сергиевском. Николая Григорьевича официально не арестовывали, советская власть ввела категорию «лишенцев», то есть людей, которых лишали гражданских прав и средств к существованию, обрекая на смерть. Николай Григорьев в 75 лет был сослан в Углич, но в большом деревенском доме, где прошло его детство, жили уже новые хозяева. Бывший купец поселился в заброшенной бане на окраине села Деревеньки, между Ратмановом и Сергиевским. Крестьяне, помнившие щедрые благодеяния земляка, носили ему в баню еду, но местные комсомольцы поставили возле неё пост и отбирали все приношения. Григорьев был вынужден ходить по деревням и просить подаяния Христа ради.
Умер святой мученик Николай от голода и холода в лесу, недалеко от деревни Ратманово. Крестьяне тайно похоронили его около храма, который он построил. Когда в 1986 году отец Виктор (Захаров), ныне архимандрит, настоятель Сергиевской пустыни, приехал восстанавливать храм, то потомки тех людей, которые хоронили Николая Григорьевича и передавали из поколения в поколение память о нем, показали ему место захоронения. В 2000-х годах архимандрит Виктор (Захаров) стал ходатайствовать о канонизации новомученика, и в 2006 году Николай Григорьев был прославлен как местночтимый святой Ярославской епархии.
Игуменья Зосимовой пустыни матушка Афанасия, в миру Александра Васильевна Лепёшкина, была родом из семьи богатых московских купцов и промышленников Лепёшкиных. О благодеяниях этого семейства городу и Церкви достаточно много известно. Семён Лонгинович Лепёшкин, который отстроил в 1840-х годах Зосимову пустынь, приходился родным братом её прадеду Василию Лонгиновичу. Потомки Василия Лонгиновича Лепёшкина в течение всего 19 столетия жили около церкви преподобного Марона Пустынника Сирийского, что в Старых Панех (на Якиманке), и были бессменными ктиторами этого старинного храма, возобновленного после нашествия французов родоначальником семьи Лонгином Кузьмичом Лепёшкиным. В доме Лепёшкиных рядом с этим храмом матушка родилась 15 марта 1875 года и в этом храме была крещена.
Александра Лепёшкина получила воспитание в привилегированном училище для дочерей купцов и промышленников. После окончания учебы в 1896 году она поступила в Зосимову пустынь, где проходила разные послушания и чтение в церкви. Через семь лет после поступления послушница Александра была подстрижена в рясофор.
После революционного переворота 1917 года и смены власти, во имя сохранения монастырских устоев, монашествующим пришлось приспосабливаться к новым условиям существования, насельницы обители оформились в статусе трудовой артели. В декабре 1919 года рясофорная послушница Александра Лепёшкина была пострижена в мантию с именем Афанасия и вскоре назначена церковной властью на должность настоятельницы монастыря, одновременно состоя председателем трудовой артели. В 1928 году по требованию властей игуменье Афанасии пришлось покинуть стены монастыря, и она обосновалась в селе Петровском около Алабина вместе с послушницей Евдокией Бученевой и старенькой монахиней Антонией, которая состояла при матушке с первых дней монастырского жития. Рядом была известная в то время Петровская больница, врач которой Михаил Михайлович Мелентьев лечил матушку, здоровье игуменьи было в очень плохом состоянии.
Матушка Афанасия была арестована в 1931 году «за активную антисоветскую агитацию и деятельность, направленную к срыву мероприятий Сов. власти в деревне, в особенности коллективизации» и вместе со своей келейницей отправлена в ссылку в Казахстан. Через несколько дней после прибытия на место заключения матушка Афанасия и ее келейница Евдокия скончались, подорванное здоровье не выдержало тяжестей пересылки по этапу. Александра Васильевна Лепёшкина (игуменья Афанасия) вместе с послушницей Евдокией Тимофеевной Бученевой в 2000 году канонизированы Русской Православной Церковью в чине преподобноисповедниц.