Израиль. День пятый - День русского характера
«Штефан рисует на бумаге человечка, стоящего перед стеной. Немец пойдет сразу наискосок, а русский прямо: вдруг дырка все-таки есть? И если немец привык, что стена стоит и будет стоять, то русский все равно пойдет по прямой, вдруг она передвинется или есть дырка? Мол, пока я дойду, видно будет. И иногда получается, а иногда приходится обходить.»
Штефан Дюрр, немецкий предприниматель
Истинный русский национальный характер был явлен ранним утром в городе Рождества Иисуса Христа. Гид четко сказала нам, что утром мы встречаемся в семь часов и идем на Литургию в...
Храм Рождества Христова
Первый храм над пещерой, которая почиталась верующими как место рождения Иисуса, был построен в 330-х гг. по указанию императора Константина Великого; освящение храма состоялось 31 мая 339 г. Современное здание храма Рождества Христова является единственным христианским храмом в Палестине, сохранившимся в целости с домусульманского периода.
Богослужения в храме Рождества практически не прерывались с ранневизантийской эпохи. Храм Рождества Христова входит в число главных христианских храмов Святой земли, наряду с храмами над Голгофой и Гробом Господним и церковью Вознесения на Елеонской горе.
В шесть утра мы с соседкой Наташей вышли посмотреть, что происходит около стен храма. Ничего. Тишина. Только странная машина ездила по кругу и выпускала огромные клубы дыма. Уже было собрались обратно, но прибывший автобус с паломниками повернул нас снова к стенам храма к Вратам смирения - основному входу в храм Рождества Христова, через которые можно пройти, только склонив голову. Так мы были первыми у входа в окружении прибывших коптов. Копты уселись на стульчики. Русские продолжали охранять Врата смирения стоя.
Но вдруг оказалось, что слева существует дверца, которая к тому же еще и была открыта – и все ринулись в проход. В храме тишина, сумрак и уборщики. Постояли с минуту. Но изумив нас до круглых глаз, по правой стеночке стремительно куда-то вперед устремился наш Кондрат. Мы за ним. И что же мы увидели? Что нас значительно опередили наши соотечественники!
Паломники нашей группы уже окружили святыню - чудотворную Вифлеемскую Икону Божией Матери, находящуюся перед входом в пещеру Рождества Иисуса. Улыбающийся образ. Улыбался нам в это раннее утро. Так мы, проявив свое русское естество: опередив многих, оказались около самого святого места на земле фактически единственными.
Пророчество пророка Михея о рождении Иисуса
Рождение Мессии в Вифлееме было предсказано пророком Михеем более чем за семь веков до самого события: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.2:5).
Об этом пророчестве напоминает евангелист Матфей. Царь Ирод, взволнованный сообщением волхвов о рождении Царя Иудейского, требует знатоков Писания указать город, в котором Он должен родиться. В ответ ему приводят неточную цитату из Михея: «так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мф.2:5-6).
А Икона, возле которой мы собрались, была написана в России и подарена Храму Рождества Христова преподобномученицей Елисаветой (великой княгиней Елизаветой Федоровной Романовой, 1864-1918 гг.)., после её исцеления от тяжелой болезни.
Грозному греческому священнику не понравилось наше самоуправство, и он постарался водворить всех за пределы, окружающие вход в пещеру. Только нам четверым, возможно проявившим особое рвение в подготовке к Причастию, а возможно потому, что среди нас были мужчины - побоялся их выгонять - было дозволено остаться. Так мы и стояли, сбившись, как воробушки, читая торжественно, но не громко, Последование ко Святому Причащению. Все бывает в первый раз. В первый раз в жизни мы готовились так искренне и проникновенно ко принятию Святых Таин.
Но вот пробило семь утра.
Внизу в пещере около серебряной звезды, отмечающей место Рождения Иисуса Христа, собирались на Литургию арабы, греки, русские. Слышалась разноликая речь, немцы из Берлина, украинцы, грузины…
Всех нас объединила Литургия в священном месте, перед самым началом которой мы поклонились месту рождения Иисуса Христа.
Литургия велась на арабском, вторилась на греческом, а иногда вступали мы на своем великом национальном наречии.
После литургии мы внимательно осмотрели храм Рождества Христова, его росписи, сохранившиеся на величественных колонных, остатки древнейших мозаик, побывали в пещере убиенных младенцев. Кстати, тем, кто не послушался своего русского характера и пришел к семи, не удалось опуститься рядом со звездою, отмечающей место рождения Иисуса. Как только православная служба закончилась, нас стремительно сменили католики с охраной.
Как уже упоминалось ранее, вифлеемский храм – один их древнейших памятников. Тот, который построил Константин, был разрушен пожаром в 529 году. Но в период правления императора Юстиниана Савва Освященный направил ему прошение о восстановлении базилики. Построенный Юстинианом храм сохранился во время персидского нашествия (612—629 гг.), о чём сохранилась легенда, известная с IX века: святая Елена распорядилась украсить церковь с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Младенцем на груди и поклонение волхвов. …Персы, по их прибытию в Вифлеем, были поражены картиной персидских волхвов-астрологов, их соотечественников. Из-за благоговения перед предками они сохранили церковь.
Мусульмане также почитают место рождения Христа, поэтому они не разрушали Храм во время своих завоеваний.
От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования (колокола, паникадила). И здесь русские.
Наш дальнейший путь лежал в сторону Монастыря Саввы Освященного.
Монастырь Саввы Освященного
Монастырь Саввы Освященного, или Мар Саба, находится на Палестинской территории, поэтому, чтобы добраться до него, нам опять пришлось пересечь кордоны и пропускные пункты. Кроме того, дорога, ведущая к нему, была очень узкая, не приспособленная для больших автобусов, и мы прибыли на небольшую стоянку, чтобы пересесть в два автобуса, но маленьких.
Полчища мальчишек-арабов окружили нас, голося: «Русские, Русские, купи сумку, триста рублей, купи платок 10 долларов, купи, купи, купи….» Сердце таяло, мальчишки же такие же, как наши, только булками на столах не бросаются и зарабатывают себе на пропитание. Кстати, сумки потом вполне пригодились. А магниты, которые они просто всучили мне, наверно, валяются у наших мальчишек. Мальчишки, прикрепите магниты на холодильники и в качестве доброго дела молитесь, чтобы на столах этих маленьких арабов появилось хотя бы десятая часть того, что лежит в ваших холодильниках, чтобы они получали мопеды и всякую другую утварь хотя бы по второму требованию, чтобы знойное солнце не таких сильно напекало им их бритые головы. И чтобы, не дай Бог, вам пришлось зарабатывать себе на пропитание таким образом, а не у мамули под боком с вкуснейшими щами.
Опять Иорданская горная пустыня, знойное солнце, и на очередном узком повороте открывается панорама величественных стен из камня. Монастырь Саввы Освященного. Признаюсь честно, до этого путешествия у меня было мало сведений о нем. Ну, скажем еще более честно – никаких. Только имя.
Что я теперь про него знаю, что он один из старейших и самых знаменитых монастырей, что Афонский Устав был разработан здесь, что он не прекращал богослужений в течение 1500 лет. Имя его по-местному – Мар Саба, что уважительно значит «пожилой человек».
Тот облик, который он имеет сейчас, он принял в 1840-х годов, благодаря стараниям, как всегда, правительства дореволюционной России.
Говорят, что знаменит монастырь не только своей потрясающей воображение архитектурой, но и десятками легенд и тайн, окутывающих мраком 1500-летнюю историю монастыря.
Именно про него писал Бунин: «Преподобный Савва избрал для своей обители страшную долину Огненную, нагую, мертвую теснину в пустыне Иудейской».
Лавра основана около 484 года на месте пещеры, где поселился преподобный Савва, и вокруг которой разрослась обитель. Первой постройкой стала пещерная церковь. Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана, того самого, который восстановил храм Рождества Христова. И при нем были возведены укреплённые монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой. К концу жизни святого Саввы в основанном им монастыре проживало до 5000 иноков. В VIII веке в лавре принял монашеский постриг и прожил около 50 лет святой Иоанн Дамаскин, сохранилась пещера, в которой он подвизался, и его гробница. В монастыре есть усыпальница, в которой хранятся мощи монахов, убитых при нашествии персов в 614 году.
В начале XII века лавру посетил русский паломник игумен Даниил, писавший о ней:
"Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии - прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келий по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь святой Богородицы."
За время своего существования монашеская жизнь в лавре не прекращалась. В настоящее время настоятелем обители является Иерусалимский Патриарх, а управляет монастырём назначаемый им игумен в сане архимандрита и двое помощников.
По давней традиции монастырский устав запрещает для женщин вход в монастырь. Для своей матери Софии Савва рядом с лаврой построил так называемую "Женскую башню", которая затем стала использоваться как гостиница для женщин, желающих жить рядом с лаврой. Поэтому, когда мы подошли к стенам монастыря, мужчин пустили внутрь, а мы, женщины, остались снаружи. Через некоторое время к нам выглянул монах и раздал иконки преподобного Саввы Освященного, водичку и масло. Мы запели акафист преподобному Савве Освященному. Не знаю, что так повлияло, знойное солнце, горячий воздух или что-то неподвластное нашему пониманию, но град слез и чувство какого-то безумного отчаяния вдруг проникли в сердце и устремились наружу. С ними вытекала прошедшая жизнь, отчаяние сменялось на успокоение и затихло, душа успокоилась. Русская душа. Иностранцы часто пытаются понять: «Ну, что это такое - ваша душа, что в ней особенного, придумываете все…»
Голос, какой-то тихий голос позвал: «Иди наверх». И там6 наверху, около Женской башни, обдуваемой пустынным ветром, с которой был хорошо виден вход в келью преподобного, вела я разговор с ним.
Совсем как в воспоминаниях митрополита Антония Сурожского (Блума) про старика, который все время приходил в церковь и безмолвно сидел в ней. Антоний спросил его: «Почему вы здесь сидите?». «А я говорю с НИМ, а Он говорит со мной и так нам хорошо вместе», - ответил старик.
Потом наступила абсолютная внутренняя тишина, прозрение.
Мужчины наши вышли, остальные девушки тоже обозревали монастырь с высоты Женской башни. В каждом сердце родилась новая жизнь.
Дальнейший путь лежал в сторону Галилейского моря. Кстати, в день четвертый мы по пути в Вифлеем заглянули в еще один знаменательный монастырь в окрестностях Иерусалима, еще с прот. Игорем. Монастырь Креста Господня. Приведу несколько строк о нем: Его называют обителью грузинской славы или обителью во имя Святого Креста. В его стенах некогда жил грузинский поэт Шота Руставели. Точное время основания монастыря неизвестно. Согласно старинному преданию на месте монастыря произрастало Дерево Креста Господня.
Снаружи монастырь выглядит, как средневековая крепость; стены его не раз выдерживали нападения. Монастырь Святого Креста упоминается в многочисленных преданиях и легендах.
Самой популярной является предание о том, что основание монастыря относится ко времени правления римского императора Константина Великого (ок. 285—337) и связано с деятельностью святой равноапостольной царицы Елены (ок. 250—330), его матери. Есть и другая легенда, утверждающая, что основание обители произошло в V в. и было связано грузинским правителем Мирианом III, который совершил паломничество в Святую землю. Якобы равноапостольный император Константин Великий пожаловал ему землю к западу от Иерусалима. Там Мириан III и решил возвести монастырь.
Еще одно предание гласит, что монастырь был построен во время правления византийского императора Ираклия (610–641). Возвращавшийся из похода на Персию он остановился лагерем недалеко от Иерусалима. Ираклий вез с собой Честной и Животворящий Крест Господень, захваченный персами и теперь у них отбитый. Празднуя возвращение великой святыни и победоносное завершение похода, он повелел выстроить здесь монастырь.
Выбирайте сами понравившуюся вам версию. Но знаменателен монастырь своей историей, связью с Шота Руставели. На одной из фресок вы можете видеть его изображение.
Назарет
Ну, а сейчас наш путь лежал в Галилею с заездом в Назарет. На уроках воскресной школы мы постоянно возвращаемся к этому месту, название которого никак не осядет в головах наших любимых учеников. А между прочим, красивейшая и богатейшая местность. После суровой красоты Иудейской пустыни Галилея - это как Рай на земле.
В первый век нашей эры это был дивный уголок Палестины. Описание, оставленное нам еврейским историком и военачальником Иосифом Флавием (труд «Иудейская война»), рисует поистине чудную картину. Мягкость климата, красота природы, неистощимое плодородие почвы — все это было здесь. Особенно Тивериадское озеро было гордостью страны. Постоянно оживляемое лодками рыбаков, оно отличалось по берегам роскошной растительностью, изобиловало деревьями всех пород. Плодородие Галилеи не менее прославляется Талмудом. «Страна Нефеалимова, говорит Талмуд Вавилонский, всюду покрыта плодородными полями и виноградниками. Фрукты в этой стране считаются чрезвычайно приятными на вкус». Особенно масло здесь производилось в изобилии. Вот почему, как говорит Св. Писание (Втор. 33, 24), Асир «окунал в елей ногу свою». Вино было более редко и вследствие этого более ценилось.
Недоуменный вопрос Нафанаила из Каны, обращенный к Апостолу Филиппу: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1:46) — наверное, больше относится к современному миру. Назарет сегодня не произвел особого впечатления, особенно если учесть, что осматривали мы его после монастыря Саввы Освященного. Добрым в нем было одно посещение - место Благовещения Архангела Гавриила Пречистой Деве. Храм св. Источника.
Галилейское море
Дальнейший путь лежал в сторону Тверии – курортного города на берегу Галилейского моря.
Но вспомним про русский характер. Мы приближались к водной глади, наши глаза были устремлены только к ней. Гостиница рядом. Устали, сил нет, но водная гладь же рядом. Кто были те единственные, которые купались и ранним утром, и ночью и вообще только они и купались?
Неутомимые, неисправимые, неугомонные, но самые близкие и дорогие – русские соотечественники и МЫ! Веселая, разноликая паломническая группа, объединенная на время стенами комфортабельного автобуса, мамушкой Лианой, исполнявшей роль гида, Алексеем, заменившим нам прот. Игоря, чтецом Константином, в будущем Великим (как он пел нам Литургию в Харитоновом пещерном монастыре!), удивительными семейными парами, среди которых оказались Наталья и Владимир, отпраздновавшие пятидесятилетие свадьбы. Однако это не мешало Владимиру заигрывать со всеми вокруг девушками, а Наталья снисходительно не обращала на это внимания, но как Наталья заботилась о своем супруге - этому надо поучиться.
Что же, здорово, что все мы здесь сегодня собрались! Завтра нас ждет Гора Фавор, рыба Петра, кошки, охотящиеся за рыбой и многое другое. Спасибо Тебе Господи, что Твой Промысл о нас был – родиться на нашей русской земле с русским характером и русской душой!
Елена Юрьевна Агудова
Фото: Сергей Жогин и Ольга Родионова