Великий Четверг. Библейские чтения

На утрени – Евангелие от Луки (Лк. 22:1–39)


Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа. Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег; и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.

Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.

И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.

И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.

И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается. И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.

Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться бóльшим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий. Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.

И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.

И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы́ и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и сумý; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу. Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.

И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.


На 1-м часе - пророчество Иеремии (Иер. 11:18–23; 12:1–11, 14–15) 


Господи, открой мне, и я познаю: тогда я увидел занятия их. Я же, как агнец беззлобный, ведомый на заклание, не познал, (что) против меня они замыслили замысел злой, говоря: "Придите, и вложим дерево в хлеб его, и истребим его с земли живых, и имя его не вспомнится более".

Господи Сил, Судящий праведно, испытывающий внутренности и сердца! Да увижу я мщение Твое над ними, ибо Тебе открыл я оправдание моё. Потому так говорит Господь о мужах Анафофа, ищущих души моей, говорящих: "Не пророчествуй во имя Господа, а если не так, умрешь от рук наших", – (потому так говорит Господь Сил:) вот Я посещу их: юноши их от меча умрут; и сыновья их и дочери их скончаются от голода. И остатка не будет от них; ибо Я наведу бедствия на обитающих в Анафофе в год посещения их.

Праведен Ты, Господи в том, что смогу оправдываться пред Тобою; и однако о судах буду говорить с Тобою: почему это путь нечестивых успешен? Процветают все, поступающие вероломно! Ты насадил их, и они укоренились, детей родили и принесли плод. Близок Ты к устам их, но далёк от сердец их.

И Ты, Господи, знаешь меня; познал меня и испытал сердце моё пред Тобою. Собери их, как овец на заклание, (и) очисти их на день заклания их!

Доколе будет горевать земля, и вся трава полевая сохнуть от злобы обитающих на ней? Исчезли скот и птицы, ибо они сказали: "Не увидит Бог путей наших". – Твои ноги бегут, и расслабляют тебя. (Придите), соберите всех зверей полевых, и пусть придут пожрать ее!

Пастухи многочисленные испортили виноградник Мой, осквернили удел Мой, превратили удел вожделенный Мой в пустыню непроходимую, обрекли на истребление пагубное.

Ибо так говорит Господь обо всех соседях злых, прикасающихся к наследию Моему, которое Я разделил народу Моему, Израилю: "Вот, Я исторгну их из земли их, и (дом) Иудин изгоню из среды их. И будет после изгнания Мною их, возвращу и помилую их, и поселю их: каждого в удел его и каждого в землю его". 

(Перевод на русский язык о. Амвросий (Тимрот) с сайта azbyka.ru как более понятный. Толкование смотрите в конце статьи.)


На вечерне - Исход (Исх 19:10–19)


Сказал Господь Моисею: пойди к народу, [объяви] и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай; и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти; рука да не прикоснется к нему, а пусть побьют его камнями, или застрелят стрелою; скот ли то, или человек, да не останется в живых; во время протяжного трубного звука, [когда облако отойдет от горы,] могут они взойти на гору.

И сошел Моисей с горы к народу и освятил народ, и они вымыли одежду свою. И сказал народу: будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к женам.

На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане.      И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы.

Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом.


Книга Иова (Иов 38:1–23; 42:1–5)


Господь отвечал Иову из бури и сказал: кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его, и утвердил ему Мое определение, и поставил запоры и ворота, и сказал: доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим?

Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее, чтобы она охватила края земли и стряхнула с нее нечестивых, чтобы земля изменилась, как глина под печатью, и стала, как разноцветная одежда, и чтобы отнялся у нечестивых свет их и дерзкая рука их сокрушилась? Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь все это.

Где путь к жилищу света, и где место тьмы? Ты, конечно, доходил до границ ее и знаешь стези к дому ее. Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рожден, и число дней твоих очень велико. Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града, которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны?

И отвечал Иов Господу и сказал: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? – Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя.


Пророчество Исаии (Ис 50:4–11)


Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде. Близок оправдывающий Меня: кто хочет состязаться со Мною? станем вместе. Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдет ко Мне. Вот, Господь Бог помогает Мне: кто осудит Меня? Вот, все они, как одежда, обветшают; моль съест их. Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем. Вот, все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, – идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами! Это будет вам от руки Моей; в мучении умрете.


На литургии Василия Великого – 1-е послание ап. Павла к Коринфянам (1Кор. 22:23–32)


Батья, я от Самого Господа принял тó, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.

Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.

Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.


Составное Евангелие


Сказал Господь своим ученикам: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе.

Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.

Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его.

В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками.

Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.

Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.

И когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви́? Иисус говорит ему: ты сказал.

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

И, воспев, пошли на гору Елеонскую. Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.

Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.

Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришел к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: тáк ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.

Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.

И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви́! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его.

И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что тáк должно быть?

В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня. Сие же всё было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали. А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец.

Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? чтó они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне ýзрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на чтó еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?

Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.

Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.


ОСНОВНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ


Тропарь
Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий, Господи, слава Тебе.

Кондак
Хлеб прием в руце предатель, сокровенно тыя простирает, и приемлет цену Создавшаго Своима рукама человека, и неисправлен пребысть Иуда, раб и льстец.

Екзапостиларий
Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь, просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя.

Тропарь на литургии, вместо Херувимской песни
Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

Задостойник, вместо "Достойно есть" на Литургии
Странствия (гостеприимства – прим.) Владычня, и безсмертныя Трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите, насладимся, возшедша Слова, от Слова научившеся, Егоже величаем.



Толкование на паремию из пророчества Иеремии. 
Епископ Виссарион (Нечаев)


В сей паримии содержится жалоба пророка на врагов его и вообще на нечестивых и угроза Господа наказать их с обещанием помиловать покаявшихся.

Иер.11:18. Господи, скажи ми, и уразумею. Тогда видех начинания их.

Иеремия вооружил против себя своих сограждан, жителей Анафофа, тем, что обличал их за нечестие и грозил им гневом Божиим. Нельзя было пророку не опасаться мщения с их стороны. Но он не знал, в чем оно будет состоять, и потому просил Господа открыть ему их замыслы: Господи, скажи ми. И только тогда, когда пророк получил это откровение, он увидел начинания их, – узнал замыслы их, именно намерение их, как видно из последующего стиха, погубить его.

Иер.11:19. Аз же яко агня незлобиво ведомо на заколение, не разумех, яко на мя помыслиша помысл лукавый, глаголюще: приидите и вложим древо в хлеб его и истребим его от земли живущих, и имя его да не помянется ктому.

Озлобленные обличениями и угрозами пророка, враги его положили уморить его вложением древа в хлеб, то есть приготовить ему хлеб с примесью отравы, добываемой из ядовитого дерева, и этим ядом истребить его от земли живых. Они уверены были, что лучшего способа избавиться от обличений и угроз пророка нет, и надеялись, что с его смертью самое имя его будет забыто и следа от его деятельности не останется, ибо она прекращена будет в самом начале. Замышленное преступление предполагалось совершить так, чтобы никто не мог догадаться ни о существовании этого замысла, ни о виновниках его. Всего менее мог знать об этом Иеремия. По своему незлобию он далек был от того, чтобы подозревать своих сограждан в покушении на его жизнь. В этом отношении он, по его словам, походил на незлобивого агнца, ведомого на заклание, но не разумеющего, что его ведут на заклание.

Иер.11:20. Господи Саваоф, судяй праведно, испытуяй сердца и утробы, да вижду мщение Твое на них, яко к Тебе открых оправдание мое.

Узнав от Господа о злоумышлении на свою жизнь, пророк проникается негодованием против злоумышленников. Он взывает к суду Господа на них, исповедуя Его правосудие и всеведение, ибо только Ведущий сердечные помышления и тайные намерения (утробы) мог узнать и открыть пророку угрожающую ему опасность со стороны его врагов. Просьба пророка, чтобы Господь сотворил отмщение его врагам, не есть действие зложелательства, личной злобы пророка, а есть выражение его ревности о славе имени Божия, ибо восстававшие против пророка, возвещавшего им волю Божию, восставали против Самого Бога, – и вместе выражение желания достигнуть вразумления и исправления их чрез наказание. Словами: яко к Тебе открых оправдание мое, пророк выражает надежду на заступление Господа; ибо кому же вступиться за него, как не Господу, Которому он открыл свое оправдание, открыл свое дело в надежде на оправдание от Господа?

Иер.11:21. Сего ради сия глаголет Господь на мужы Анафофски, ищущыя души моея, глаголющыя: да не пророчествуеши о имени Господни. Аще ли же ни, умреши в руках наших.

Господь внял жалобе пророка на жителей Анафофских. Они не только не уважали его, не только не дорожили честью иметь в своей среде вестника воли Божией, так что сбылась над ним истина слов Христовых: ни который пророк приятен есть во отечествии своем (Лк. 4:24), но еще искали души его, грозили ему смертью, если он не перестанет пророчествовать о имени Господнем. Им хотелось, чтобы он совсем не пророчествовал, не обличал и не грозил им. Особенно досадно было им, что он произносил свои пророческие речи от имени истинного Бога Господа, а не от имени Ваала. Угрожать ему открыто смертью они стали уже после того, как он получил извещение от Господа о их злоумышлении на его жизнь и стал обличать их в этом. До тех пор они скрывали свои замыслы и собирались исполнить их, как мы видели, тайно. Теперь скрываться нельзя было, личина была снята с них обличением со стороны пророка. Он безбоязненно обличал их и на их угрозы отвечал от лица Господа более страшными угрозами, выражая их в следующих словах.

Иер.11:22–23. Сего ради сия глаголет Господь сил: се, Аз посещу на них: юноши их мечем умрут, сынове их и дщери их скончаются гладом, и останка не будет от них, наведу бо злая на живущыя во Анафофе в лето посещения их.

Господь грозит жителям Анафофским посещением их, то есть наказанием, которое будет состоять в истреблении их во время войны с Халдеями. На войне с Халдеями юноши Анафофские, имеющие участвовать в ней, падут от неприятельского меча; безоружные сыновья и дочери Анафофских граждан погибнут от голода, имеющего постигнуть их вследствие опустошения полей Халдеями и пресечения подвоза припасов к осажденным гражданам. Весь город обрекается на погибель в наказание не за то только, что граждане его покушались на жизнь пророка, но главным образом за нечестие и идолопоклонство, нетерпимое особенно в священниках, которые призваны к тому, чтобы своим служением и примером поддерживать в народе истинное Богопочтение.

Иер.12:1. Праведен еси Господи, яко отвещаю к Тебе (когда я стану защищаться пред Тобою). Обаче судьбы возглаголю Тебе: что яко путь нечестивых спеется  (благоустроен), угобзишася вси творящии беззакония?

Иеремия не только в описываемое время, но и во все продолжение своего пророческого служения терпел озлобления от нечестивых. Подобные отношения нечестивых к благочестивым всегда были и есть. Но зачем они допускаются Господом? Зачем Господь попускает благочестивым страдать, а нечестивым благоденствовать? Почему Он поступает в этом случае, по-видимому, не так, как требует справедливость? Подобные вопросы и недоумения высказываются в псалмах (Пс. 72:2–16) и в книге Иова (Иов. 21:7–13). То же самое высказывает и Иеремия, не дерзая однако укорять Господа в несправедливости. Он смиренно исповедует: «Ты прав, Господи, когда я буду защищаться пред Тобою (яко отвещаю Тебе)». Приступая к некоторому препирательству с Господом, Иеремия заранее убежден в правоте Господа и готов сказать то же, что сказал Давид Господу: яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши, внегда судити Ти (Пс. 50:6). Тем не менее он не отказывается потребовать от Господа отчета в Его действиях: обаче судьбы возглаголю Тебе, т.е. позволю себе предъявить Тебе мои суждения или возражения по поводу замечаемых мною несообразностей в судьбе нечестивых и благочестивых. Не вопиющая ли несправедливость заключается в том, что путь нечестивых спеется, – жизнь их благоустроена, на пути своей жизни они не встречают ничего неблагоприятствующего им, – что угобзишася вси творящии беззакония: во всем они имеют довольство и во всех предприятиях к устроению своего житейского благоденствия они успевают. Продолжая излагать свои недоумения, пророк говорит:

Иер.12:2. Насадил еси их и укоренишася. Чада сотвориша и сотвориша плод. Близ еси Ты уст их, далече же от утроб их.

Дерево, насажденное при исходищах вод, питающееся обильными соками, приносит обильные плоды. Не похожи ли на такое дерево нечестивые, когда, несмотря на то, что чтут Бога только устами и далеки от Него сердцем, незаслуженно пользуются милостями Божиими, наживают детей и успевают во всем (плод творят)?

Иер.12:3. И Ты, Господи, разумееши мя, видел мя еси и искусил еси сердце мое пред Тобою. Собери их яко овцы на заколение и очисти их в день заколения их.

Нечестивые лицемеры чтут Господа только устами, а сердцем далеки от Него, и однако ж благоденствуют. Но справедливо ли допускать, чтобы они благоденствовали, а обличающий их пророк находился в опасности погибнуть от них, тогда как я, говорит пророк, чту Тебя, Господи, не устами только, но сердцем, как Ты Сам знаешь, Господи? – Нет, Господи, Ты не допустишь, чтобы нечестивые оставались безнаказанными. Собери их яко овцы на заколение, – обреки их на заслуженную казнь, как обрекают овец на заклание в жертву и для сего за несколько дней до заклания отделяют их от прочих животных, – и очисти их в день заколения их, т.е. отними казнью у нечестивых возможность долее осквернять себя беззакониями, – с их казнью или заколением сама собою прекратится эта возможность. – Желанием возмездия нечестивым пророк выражает свою ревность о славе имени Божия.

Иер.12:4. Доколе плакати имать земля, и трава вся сельная (полевая) изсхнет от злобы живущих на ней? Погибоша скоти и птицы, яко рекоша: не узрит Бог путей наших.

Слова о бесплодии земли, олицетворяемой под образом плачущего человека, и о засохшей траве понятны будут, если сопоставим их с упоминанием пророка о бездождии и неурожае, бывшем в это время (Иер. 5:24, 8:13, 14:4). От недостатка корма погибоша скоти и птицы. Бедствие это послано было Господом в наказание за злобу, т.е. за злые дела, живущих на земле. А эта злоба происходила оттого, что в людях иссяк страх Божий. Они дерзко и кощунственно говорили: не узрит Бог путей наших, – т.е. отвергали Божие всеведение и промышление. Так как бедствие от бездождия и неурожая тяготело на всех, не на одних виновных, но и на невинных, то возмущенный этим пророк вопрошает Господа: доколе оно продлится? Доколе Ты, Господи, будешь терпеть, чтобы невинные страдали за грехи виновных?

Иер.12:5. Нозе твои текут и разслабляют тя

Это слова Господа в ответ на жалобы пророка, содержащиеся в предыдущих стихах. Жалобы пророка свидетельствовали о его нетерпеливости, которая делала его похожим на человека, быстро бегущего и утомляющегося. Господь заповедует пророку не спешить выражением негодования против его врагов и вообще нечестивых и сохранять самообладание, как необходимое условие для того, чтобы избежать утомления в перенесении предстоящих ему более тяжких испытаний.

Иер.12:9. Идите, соберите вся звери сельныя, и да приидут снести е (достояние Господне).

Жалуясь на преобладание нечестия в избранном народе, Иеремия взывал вместе к суду Божию над нечестивыми. И Господь изрекает грозный приговор над ними. К исполнению его Господь призывает (идите) языческие народы: они не только прольют кровь нечестивых, но еще отдадут трупы их на съедение полевым зверям, не дозволят совершить над ними честное погребение. Господь отступится от Своего достояния, предавая его такой участи.

Иер.12:10–11. Пастырие мнози растлиша виноград Мой, оскверниша часть Мою, даша часть желаемую Мою в пустыню непроходную, положиша в потребление пагубы.

Угрожающие избранному народу бедствия от врагов представляются здесь в образных чертах. Избранный народ в наказание за его нечестие постигнет участь подобная той, какой подвергается виноградник и благоустроенная усадьба, когда пастухи пригоняют сюда свои стада. Виноградник и благоустроенная усадьба тогда разоряются, оскверняются и обращаются в пустырь. Вот образ того, как поступят с избранным народом многие пастыри, – т.е. Навуходоносор и подчиненные ему вожди. Они вторгнутся с своими полчищами в виноградник Господень, – именем которого назывался нередко избранный народ (Ис. 3:14, 5:7), служивший предметом особенного попечения Божия, – в вожделенный участок Господень, т.е. в святую землю, место обитания избранного народа, и растлят, разорят этот виноградник, осквернят этот участок кровопролитием и непотребствами, превратят плодоносную страну в непроходимую по недостатку путей сообщения и убежищ для путников и бесплодную пустыню, и предадут ее, все, что есть на ней, совершенному потреблению (положиша в потребление пагубы). Все это, имеющее совершиться, является пророческому взору, как уже совершившееся.

Иер.12:14. Яко сия глаголет Господь о всех соседех лукавых, прикасающихся наследию Моему, еже разделих людем Моим Исраилю: се, Аз исторгну их от земли их, и дом Иудин извергну от среды их.

Участь, ожидающая Иудеев, постигнет и соседние с ними лукавые народы: Аммонитян, Моавитян, Идумеев и Филистимлян. И это в наказание за то, что они прикасались наследию Господа, еже раздели людям Своим Исраилю, т.е. пользовались всяким случаем нападать на землю Израилеву, составлявшую наследственный удел Господа, и даже завладевали ею, как это было, например, по переселении Израильтян Ассириянами (Иер. 49:1). Угроза лукавым соседям исполнилась чрез Навуходоносора, который, спустя пять лет по разрушении Иерусалима, завоевал их и не надеясь на их верность, исторг их от земли их и рассеял по другим странам (Иос. Флавий). Но так как надлежало начать суд с дома Божия, то предварительно этот суд должен был совершиться над избранным народом, в силу угрозы Господа: дом Иудин извергну из среды их, – т.е. изгоню Иудеев из их отечества, находившегося в близком соседстве с помянутыми лукавыми народами.

Иер.12:15. И будет егда исторгну их, обращуся и помилую их, и вселю их когождо в достояние свое и когождо в землю свою.

Цель наказаний Господних – исправление виновных. И вот когда эта цель будет достигнута, когда Иудеи и другие переселенные народы раскаются в своих винах, тогда и Господь обратится к ним с Своею милостью и возвратит их в свое отечество, – когождо в достояние свое и когождо в землю свою. Это обещание Господа исполнено было чрез Кира, который дал позволение Вавилонским пленникам возвратиться в отечество. Об Иудеях это несомненно известно из истории. Что касается до соседних с ними народов, то, конечно, и они могли испытать ту же милость, если только они исполнили условие, под которым она была обещана им, если, по слову Господа, они научились путям народа Божия, чтобы клясться именем Господа, а не Ваала. О сем условии сказано в следующем 16-м стихе, не вошедшем в состав паримии.

Рассмотренная паримия читается в дни воспоминания страстей Христовых: в великий четверг на утрене и в пятницу на 9-м часе, потому что в ней пророк Иеремия является образом страждущего Христа. Иеремия терпел озлобления от своих сограждан: и врагами Христа были единоплеменные, близкие к Нему по происхождению от Авраама. – Иеремия вооружил против себя сограждан тем, что обличал их в нечестии: равно и против Христа восстали Иудеи за то, что Он строго обличал их в гордости, лицемерии и всяких неправдах. – Враги Иеремии тайно злоумышляли против него: равно и враги И. Христа вели переговоры о погублении Его между собою и с Иудою предателем тайно. – Иеремия узнал, по откровению от Господа, о тайных умыслах против него: и от Христа не сокрыты были козни злоумышлявших на Его жизнь. – Иеремия, гонимый врагами, походил на незлобивого агнца, ведомого на заклание в жертву: равно Иисус Христос явил агнчую кротость и незлобие, когда дал принести Себя в жертву на кресте. – К сему должно присовокупить, что изображенная в паримии участь современных Иудеев была образом участи не уверовавших во Христа Иудеев. Нечестивые современники Иepeмии не вразумились обличениями и угрозами Иеремии и за сие были наказаны порабощением от Вавилонян и изгнанием из земли своей. Подобная участь постигла Иудеев, отвергших Христа и Его божественное учение: они были отчасти истреблены, отчасти порабощены и рассеяны по лицу земли Римлянами и до сих пор несут последнее наказание.

Добавлено: 15-04-2020, 17:51
0
1 587

Похожие публикации


Наверх