"Детей нельзя воспитывать, с ними надо дружить"


1 августа. Вот так незаметно подкрался август. Впереди всего тридцать дней лета. Лето как отпуск – ждешь его с огромным нетерпением, наступает стремительно, вдыхаешь полной грудью, встречая волны теплого воздуха, и много-много дум о том, как много можно сделать и увидеть, и вдруг проступает прозрение, что завтра уже все кончится. А позади? Так много несделанного и неувиденного.

Надеюсь, что у всех моих учеников лето проходит в полной гармонии с намеченным и происходящим и кажется бесконечным. Хотя где-то в глубине скрывается потаенное желание скорее всех увидеть, а для этого должен проскочить август. Нет, не надо, не проскакивай!

Посмотрю-ка на них на фотографиях. Особенно хочется сравнить их лица и фигуры в первую встречу два года назад и после лета. В мае, прощаясь на каникулы, уже удивлялись, какими взрослыми тетями и дядями они стали. Некоторых, не очень часто посещавших занятия, иногда не сразу можно было узнать. Вот так и мы вместе с ними, наверно, меняемся. Молодеем?

Интересно, помнят ли они себя сами в первый год? А помнят ли они, что же мы все-таки пытались узнать на наших занятиях? Надо при встрече спросить их: а как было название того учения, которому мы так увлекательно посвящали время в долгожданное воскресное утро в течение двух лет. Спрошу! Приз за правильный ответ!

Первый урок был чрезвычайно перегружен эмоциями и страхом перед надвигающейся бедой: как справиться с группой двенадцатилетних подростков, когда в жизни преуспел лишь только с одним? Как себя с ними вести, как разговаривать, как одеваться, как отвечать на их вопросы по жизни, чем заинтересовать? Как сделать так, чтобы они не разбежались хотя бы через полгода? Все время про себя повторяла слова Надежды Мандельштам, которая считала, что детей нельзя воспитывать, с ними надо дружить. Как дружить с подростками, не позволяя сесть тебе на шею? Как донести до них то, что мне доверили им передать? Каркуша, в общем.

Первый урок был ознакомительно–познавательный. Хотя, помню, что была попытка до них донести разницу между Святым Преданием и Святым Писанием по аналогии с нашими родословными. Вот кто-то помнит прапрапрабабушек и дедушек по рассказам, а у кого-то есть оставленная история семьи в записи.

В первый урок они все были такие милашки, послушно сидели за партами, как ангелочки, смотрели и слушали с таким неподдельным интересом, скрытым таким огоньком в глазах.

Так вот, прибавляясь и убавляясь каждым уроком, продвигались мы сквозь незнакомые джунгли, приобретали первый опыт Богообщения.

Вскоре стало очевидно, что только рассказом наших взрослеющих деток не удержать. Пришлось менять тактику и совершенствоваться в красочно-притягательной подаче материала с ночным бдением над пирогами. Начались притчи и чудеса. Вот и мы чудеса творили! Прошли Рождество Марии, Рождество Иоанна Крестителя, Рождество Иисуса Христа (хотя оно еще впереди), Крещение, взросление и начало проповеди. Первые сподвижники – апостолы. Вопрос: Кто написал Евангелие из 12, а кто из 70? Вот так незаметно подобрались мы к концу 2016 года. Преодолели. Все вместе. С родителями!

Вместе весело шагать по просторам и Учение Христа изучать вместе хором!
Рано утром вставать и, глаза протирая от сна, Литургию встречать вместе хором!

Елена Юрьевна Агудова

Добавлено: 3-08-2018, 09:39
0
1 531

Похожие публикации


Наверх