Память Московских святителей

18 октября празднуется память Московских святителей Петра, Феогноста, Алексия, Киприана, Фотия, Ионы, Геронтия, Иоасафа, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария. Отмечая память святителей в один день, Церковь воздает каждому из них равную честь, как небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество.

Празднование честь Всероссийских святителей Петра, Алексия и Ионы установлено святым патриархом Иовом 5 октября 1596 года. Впоследствии к сонму Московских первосвятителей стали добавляться имена их святых наследников. Святитель Филипп был причислен к ним в 1875 году по ходатайству митрополита Московского святителя Иннокентия, а святитель Ермоген - в 1913 году. Вплоть до конца XX века соборным празднованием Московских и всея России чудотворцев чтилась память этих пяти святителей. Имена святых патриархов Иова и Тихона и митрополитов Макария, Филарета, Иннокентия, Макария и Петра включены в Собор Московских святителей согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2005 г. Имена святых Предстоятелей Русской Православной Церкви митрополитов Феогноста, Киприана, Фотия, Геронтия и Иоасафа включены в Собор Московских святителей по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 6 марта 2017 года.



Святитель Петр, митрополит Московский всея Руси (1308-1326), чудотворец. Много трудностей испытал Первосвятитель в годы управления: в страдавшей под татарским игом Русской Земле он утверждал истинную веру, призывал враждовавших князей к миролюбию и единству. В 1325 году святитель Петр по просьбе великого князя Ивана Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. Святое тело Первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил.





Святитель Феогност (1328-1353) был помощником и твердой опорой Московских князей, вел активное каменное строительство в Кремле. В 1342 году предпринял поездку в Орду, где его встретили большие неприятности: кто-то сказал хану Джанибеку, что митрополит собирает большие доходы с духовенства и что у него много денег, и хан потребовал у него платежа со всего духовенства. Святитель Феогност перенес в Орде всякие истязания, раздарил до 600 рублей разным сильным людям и настоял на том, что хан утвердил за церковью все ее прежние льготы новым ярлыком.



Святитель Алексий (1354-1378). Государственный деятель, дипломат и чудотворец. Пользовался большой благосклонностью в Орде, где исцелил болевшую глазами ханшу Тайдулу; содействовал тому, что великое княжение Владимирское укрепилось окончательно за московскими князьями. В качестве церковного и государственного деятеля стоял у истоков успешной борьбы Великого княжества Московского против ордынского ига. Лояльно относясь к верховной власти мусульманских правителей, он в то же время последовательно проводил политику, направленную на создание союза русских княжеств, могущего противостоять заметно ослабевшей во 2-й половине XIV века Орде. Святитель Алексий всемерно способствовал распространению на Руси общежительного монашества.



Святитель Киприан (1390-1406) явился мудрым и ревностным блюстителем Церкви Божией, ее чистого учения и установлений. Особенно много заботился об упорядочении богослужения и исправлении богослужебных книг, осуществил литургическую реформу, ввел Иерусалимский церковный устав. Занимался переводом с греческого и переписыванием южнославянских книг. При святителе Киприане была проведена реформа и некоторая унификация русского церковного пения, музыкальной нотации и начался переход летосчисления с «мартовского» года на «сентябрьский», активизировалась монастырская колонизация северных пределов Руси, церковное строительство, украшение церквей



Святитель Фотий (1408-1431). В тяжелых условиях войн, междоусобных браней, грабительских набегов татар святитель сумел высоко поднять духовное значение, материальную обеспеченность и благолепие храмов Московской кафедры. Благосостояние Церкви позволяло святителю Фотию оказывать большую помощь оскудевшему Константинопольскому патриархату, укреплять международное значение Русской Православной Церкви и Русского государства. Стараниями святого Фотия было восстановлено молитвенно-каноническое единство Русской Церкви: отдельная Литовская митрополия, учрежденная по настояниям князя Витовта для южных и западных русских православных епархий, в 1420 году была упразднена. Святитель в том же году посетил возвращенные епархии и приветствовал паству обширным учительным посланием. Мудрый и высокообразованный пастырь оставил много поучений и посланий. Большое Богословское значение имели его обличения на возникшую в Пскове еще до его правления ересь стригольников. 



Святитель Иона (1448-1461). В условиях падения Константинополя и проникновения в греческие земли Флорентийской унии утвердил автокефалию Русской Церкви. Митрополит Иона имел большое влияние на великого князя Василия  II, активно участвовал в его деятельности по объединению разрозненных русских княжеств. За труды на благо Церкви Христовой святитель удостоился от Бога благодатного дара чудотворений и прозорливости.



Святитель Геронтий (1473-1489). Время его было ознаменовано интенсивным строительством храмов и иных зданий в ведомстве митрополичьей кафедры: был заново отстроен митрополичий дом; построен каменный митрополичий собор Ризы Положения; завершено строительство нынешнего здания Успенского собора. Часто конфликтовал с Московским великим князем Иоанном III Васильевичем по церковным вопросам, но поддерживал его военно-государственные предприятия.



Святитель Иоасаф (1539-1542). Участвовал в ожесточенной политической борьбе в период малолетства Иоанна IV Грозного, заботился о прекращении беспорядков. 3 января 1542 был низложен боярской группировкой князей Шуйских и сослан на Белоозеро в Кириллов монастырь. Позже он вернулся в Свято-Троицкий Сергиев монастырь, где и скончался.



Святитель Макарий (1542-1563). Последователь Иосифа Волоцкого. В 1547 г. в Москве впервые в истории состоялось царское венчание Московского государя, которое совершил святитель Макарий.

Святитель созвал два Собора 1547 и 1549 гг., на которых решался вопрос общецерковного прославления русских святых. До этого прославление святых осуществлялось на Руси решением местного архиерея, поэтому подвижники почитались лишь в землях своих трудов и подвигов. Макарьевские соборы явили целую эпоху в истории Русской Церкви, «эпоху новых чудотворцев», так называли тогда всех новоканонизованных русских святых. Хронология их имен охватывает чуть ли не весь период Христианства на Руси к тому времени. Эти Соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе.

Прославление подвижников требовало написания им новых служб с литургическими указаниями типиконного характера о порядке их совершения, а также создания вновь или редактирования ранее написанных их житий. Историк Е.Е. Голубинский пишет, что в 20-летнее правление митрополита Макария «было написано житий святых почти на одну треть больше, чем во все предшествующее время от нашествия монголов, а если считать новые редакции прежних житий, то почти в два раза больше».

На Стоглавом соборе 1551 года утвердил основы Русского Православия. Открыл первую московскую типографию.

В 1552 году митрополит Макарий благословил царя Иоанна Грозного идти на Казань и предсказал ему грядущую победу и одоление. Позднее в память об этом событии был построен в Москве собор Покрова на Рву, известный ныне как храм святого Василия Блаженного. Глава Русской Церкви сам освятил этот дивный собор, жемчужину русской архитектуры. После казанской победы в Русской Церкви была создана новая обширная епархия, в которой началась миссионерская деятельность с поставленном туда первого Казанского святителя — архиепископа Гурия (+ 1563).



Святитель Филипп (Колычев) (1566-1568). До избрания на московскую кафедру был игуменом Соловецкого монастыря, где проявил себя как талантливый и деятельный руководитель, строгий молитвенник. 

Стремясь опереться на церковный авторитет, в 1565 году Иван Грозный предложил ему занять пост Митрополита. Филипп соглашался при условии отмены царем опричнины. Иван Грозный сумел уговорить Филиппа, чтобы тот не вмешивался в государственные дела, но зато получил право «советования» с государем, включавшее возможность «печалования» за опальных.

В первое время святительства Филиппа (1567-1568 гг.) утихли ужасы опричнины, но так было недолго. Вскоре опять начались грабежи и убийства мирных граждан, Русь пришла в великое неустройство. Филипп несколько раз в уединенных беседах с царем старался вразумить его, но, видя, что убеждения помогают, решился действовать открыто, призвав Грозного к милосердию публично. 

Перед Великим постом царь в черной одежде опричника пришел к литургии в Успенский собор и просил митрополита Филиппа благословить его. Тот отказался, осудив самозванное иночество Грозного. Это очень разозлило царя. В ноябре 1568 года послушные царю иерархи на церковном Соборе признали Филиппа виновным в колдовстве и чародействе, что не соответствовало действительности. Через три дня на литургию в Успенский собор Кремля ворвались опричники, содрали с Филиппа ризы и с позором потащили вон из храма, посадили на повозку и повезли за пределы города. Московский народ, забыв о страхе, с плачем бежал за ним.

Митрополит был заточен в Богоявленский монастырь, а потом свезен в Тверской Отрочь монастырь. Здесь, по приказу Ивана Грозного, 23 декабря 1569 года он был задушен главой опричников Малютой Скуратовым.




Святитель Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси (1586-1605). Просветитель народов Поволжья и Сибири. Святитель ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтирь и Апостол. 

Немалые его труды были направлены на духовное развитие народа, распространение Священного Писания и святоотеческих книг. Особенно важным было начатое святителем печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, а особенно в новопросвещенных землях Поволжья и Сибири. Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу. 

Свои личные средства и богатые царские подарки святитель Иов употреблял на дела милосердия и строительство храмов.

Отказался признать самозванца Лжедмитрия I и был изгнан им из Москвы в Старицкий Успенский монастырь.




Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси (1606-1612). Деятельность святителя совпала с трудным для Русского государства периодом Смутного времени — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. Патриарх открыто выступал против иноземных захватчиков, призывая русский людей встать на защиту Родины, рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией. Благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков. 

В 1611 году поляки совместно с некоторыми предателями из бояр насильно свели святителя Ермогена с патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Но русские воеводы не проявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении и 17 февраля (2 марта) 1612 года скончался мученической смертью от голода.



Святитель Филарет (Дроздов), Митрополит Московский и Коломенский (1821-1867). Великий архипастырь, столп Русской Церкви, крупнейший православный богослов XIX века, организатор перевода Библии на современный русский язык. К его опытности и мудрости прислушивались императоры и великие князья, министры и сенаторы, губернаторы и генералы. Ни одно из важных политических событий не оставляло его равнодушным.

Имя митрополита Филарета тесно связано с реформой 1861 года – освобождением помещичьих крестьян от крепостной зависимости. Именно на него пал выбор, когда понадобилось составить обращение царя к народу – «Манифест». 




Святитель Иннокентий (Вениаминов), Митрополит Московский и Коломенский (1868-1879). Великий миссионер и просветитель. Обратил в Православие десятки тысяч людей в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, Аляске и Алеутских островах. Стиль управления святителя Московской епархией отличался открытостью, доступностью, простотой обращения, мягкостью и терпимостью по отношению к людям, стремлением дать простор их творчеству и инициативе. Выдающаяся работоспособность, исключительная память, талант администратора позволяли святителю Иннокентию до последних месяцев жизни, несмотря на прогрессирующую потерю зрения, оставаться действующим митрополитом, держать одновременно под контролем множество разнообразных дел, о чем свидетельствуют выявленные в архивах тысячи его собственноручных резолюций.

Святитель регулярно участвовал в богослужениях в храмах столицы, в московских крестных ходах в дни главных церковных праздников, активно занимался благотворительностью, способствовал развитию миссионерского дела по всей России.





Святитель Макарий (Невский), Митрополит Московский и Коломенский (1912-1917). Известный миссионер, многолетний руководитель Алтайской духовной миссии. Был духовным писателем, имел дар умной сердечной молитвы, был строгий монах и аскет. Уделял большое внимание котонизации народа, смело обличал нравственную распущенность современников. Беззаконно изгнан с Московской кафедры Временным правительством.




Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России (1917-1925), первый после восстановления патриаршества в России. В условиях жесточайших богоборческих гонений смог сохранить Русскую Православную Церковь. Прославился своей мудростью, кротостью и глубочайшей молитвенностью.




Священномученик Петр Крутицкий, Патриарший Местоблюститель (1925-1937). Во время начавшихся гонений на святую Церковь, в 1920 году Святейший Патриарх Тихон предложил ему принять постриг, священство и стать его помощником в делах церковного управления. Рассказывая об этом предложении брату, он сказал: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то буду предателем Церкви, но, когда соглашусь, я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор». 

Твердый защитник Православия и бескомпромиссный борец с обновленцами. Строгий ревнитель церковных правил и бессребреник. Претерпел многочисленные заключения, допросы, истязания и ссылки. Хотя Первосвятитель был лишен возможности управлять Церковью, он оставался в глазах многих мучеников и исповедников, возносивших его имя за Богослужением, надежным островком твердости и верности в годы отступлений и уступок богоборческой власти. 1937 года в 4 часа дня священномученик митрополит Петр был расстрелян в Магнитогорской тюрьме, и тем самым увенчал свой исповеднический подвиг пролитием мученической крови за Христа.


Добавлено: 17-10-2020, 12:18
1
4 434

Похожие публикации


Комментарии (1)

avatar
1
#1 Ирина
Из стихотворения А. Солодовникова
В Успенском соборе

1. Святители
Они лежат в своих гробницах
Под сводом вековых громад,
В кругу погашенных лампад,
А мимо них бездумно мчится
Маршрутом храмов и палат
Экскурсий торопливый ряд.

Бегут толпы слепые дети,
На что укажут — поглядят.
Им не обещано в билете
Явленье таинства столетий.
Лежат святители в гробницах,
А мимо них толпа влачится.

Толпа живых — лишь призрак тут,
А погребённые живут,
И обвевает эти стены
Дух непреклонный Гермогена,
Петра, Филиппа и Ионы,
Огонь молитвы их безсонной.

Не спят святители, не спят
В кругу погашенных лампад.
Они — целители святые
Души смутившейся России,
Они — завет, они — залог,
Что наш народ не изнемог.

И если хочешь укрепиться
У родника духовных сил —
Приди, чтоб тайно помолиться
Перед святыней их могил.

Наверх