Зарисовки о паломнической поездке на Волхов и Валдай

IMG 9267

24 октября прихожане нашего храма снова отправились в паломническую поездку. Теперь наш путь лежал на северо-запад.

 

25 октября, в субботу, мы прибыли в Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь. Находится этот монастырь  на правом берегу реки Волхов, 7 км от Великого Новгорода. Основал этот храм в 12 веке монах Варлаам.

Еще один монастырь, который был нашей целью в воскресенье, 26 октября, -  Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь, который находится на Сельвицком острове Валдайского озера. Мы приехала туда в день престольного праздника – Иверской иконы Божьей матери. Праздничная служба проходила в Соборном Иверском храме.

Хотя наша поездка заняла всего два дня, она была так духовно насыщена, что поделиться своими чувствами и впечатлениями согласились почти все участники поездки.

Дабы не повторять похожие мысли и слова, мы решили объединить наши впечатления. В связи с этим мы не ставим имена под каждой зарисовкой. Авторство оставлено только нашему батюшке, отцу Игорю.

Итак, немного истории…

Преподобный Варлаам (в миру Алексей) жил в XII веке, был сыном благочестивых родителей Михаила и Анны и свои детские годы провел в Новгороде. Воспитанный под влиянием добродетельных родителей, Алексей с ранних лет почувствовал особенное расположение к благочестивой и уединенной жизни, удалялся от всяких игр и общества товарищей, любил читать священные книги, часто посещал храм Божий, а дома проводил время в молитве и посте. По смерти родителей, он, раздав все свое имущество бедным, удалился в пустыню к подвижнику Порфирию и принял от него пострижение с именем Варлаама.  В поисках совершенного уединения, преподобный решил поселиться в глухом месте, в 10 верстах от Новгорода, в урочище, называвшемся Хутынь (худынь, худое место). Подходя к Хутыни, преподобный увидел светлый луч, просиявший из густой чащи леса. Из этого знамения он понял, что его намерение поселиться здесь согласно с волей Божией.

Я еще острее чувствую наше единство

«Соборное паломничество – наше преображение.  Мы научаемся чужому опыту, научаемся лучше видеть свои ошибки, недостатки. И, несомненно, мы лучше начинаем видеть величие человека. От этого становишься лучше. Это для меня самое главное, самое первое. Когда выезжает приход, он все больше и больше сплачивается. Как бетон. Его, когда кладешь, надо поливать, чтобы он становился все крепче. Вот и наши поездки делают нас все крепче. Поэтому любое путешествие с приходом – это единение. И в основе нашего единения – соборная молитва. И, что мне особенно дорого, - в нашей поездке царит дух мира» (Отец Игорь).

 * Север – красота, простота и суровость. Ощущаешь силу духа в каждой линии архитектуры. Оно и понятно – не устоять и не выжить здесь без этой силы. Потому святые, жившие здесь, подают нам особый пример стойкости и мужества.

* Ощущение мира, покоя, радости, чистоты. Отсеивается вся суета, все ненужное, мирское. Приходит состояние, которого ты порой очень долго добиваешься. Освобождение. Господь тебе это дает. Именно здесь ты это получаешь. Радость общения с Богом. Иногда ты так долго бьешься, добиваешься этого. А тут раз - и открылось. Это можно достичь только в паломнической поездке. Это трудно в повседневной жизни. Все время что-то отвлекает. Паломничество – это общение с близкими. Единение молитвой. Вместе поехать, помолиться такому-то святому – ощущаешь родство душ.

* Служба в мужском монастыре Иверской Божьей Матери была необыкновенной. Нам раздали книжечки с текстом и даже нотами, и  во время богослужения все прихожане пели вместе. Это такое единение! Тебя так включают в этот процесс, что ты становишься частью него. Литургия для меня всегда – благоговейное стояние и, конечно же, личное участие в молитвах. Но я всегда, подсознательно, чувствую незримую черту между священнослужителями и собой. Она, несомненно, должна быть. Но, когда мы пели то, что обычно поет хор, и произносили АМИНЬ, пели заповеди блаженства, эта незримая черта вдруг растворилась, и я стала на шаг ближе к стоящему рядом и поющему вместе со мной человеку. Я почувствовала новую ответственность за свое участие в Литургии, за ее качество. Как будто от меня зависело, свершится ли Литургия, дойдут ли наши молитвы до Господа. Литургия стала еще и совместным деланием.

IMG 0628

(Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь)

* Я второй раз еду к Варлааму Хутынскому. Как я это называю, святой зовет. И вот стоим мы Литургию, и мне очень хочется просфорочки. Подходит отец Игорь и протягивает мне служебную просфору. И я понимаю, что это мне не отец Игорь ее дает. Это мне преподобный Варлаам ее дает. Ну, разве это не чудо? Удивительный Святой. Я его очень люблю и почитаю.

* В конце первого паломнического дня, было решено сходить к горочке преподобного Варлаама, которую он сложил, нося землю в своей скуфье. На горочке расположена часовня. Мы уже замерзли, проголодались, сил идти уже не было. А может, просто не было желания. Но, раз сказано идти, увиливать было нехорошо. Вместе с батюшкой мы подошли к горочке, обошли вокруг нее, а потом и взошли на нее с какой-то необычной решимостью. И тут мы поняли, что Варлаам именно этого хотел. Чтобы пришли, смирились. И появилось ощущение, что этот день надо было провести именно так – в холоде, с каким-то роптанием в душе. И, сначала, кажется, что ничего не радует, а потом понимаешь, что в этом вся суть, в этом и есть Бог. А потом появляется чувство преодоления, и через преодоление ты получаешь большую радость. Да еще понимаешь, что это не самая большая жертва, которую ты можешь принести Господу.

* Ехали всю ночь. Я спала всего часа полтора. Думала, что не смогу выстоять ни Всенощную, ни Литургию.  И что же? Выстояли всю утреннюю службу, гуляли потом целый день, отстояли всю вечернюю службу, а потом, перед сном, еще и молитвы все прочитали. Казалось бы, все было на пределе человеческих возможностей. Человеческих! Но вот она, разница, между телесным и духовным. Нам была дана поддержка духовная. И вот яркий пример того, насколько тело может усмириться, когда работает дух. Как все подвластно духу. Мы иногда говорим: «Я не могу сделать того-то и того-то». Да, можешь! Если есть понимание того, что есть правильно и что есть ценно, тогда и тело смиряется, потому что дух в тебе работает!

В уединении преподобный Варлаам проводил суровую жизнь, совершая непрестанные молитвы и соблюдая строгий пост. Он ревностно подвизался в трудах - сам рубил лес, пилил дрова, пахал землю. К нему собрались некоторые из жителей Новгорода, желавшие разделить с преподобным труды и подвиги. Поучая приходивших, преподобный Варлаам говорил:

 "Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям. Будьте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Сия добродетель - начало и корень всякого добра".

 Вскоре была воздвигнута церковь в честь Преображения Господня и основан монастырь.

Дышать в ритме Божием

 «Что еще мне нравится в нашей поездке – то, ради чего она, собственно, и совершается. Мы едем набраться чужого духовного опыта. Опыта тех святых, монастыри которых мы посещаем. Зачастую информация о святых  - достаточно поверхностная. Читая жития святых, мы узнаем идеальный образ святого. И это правильно. Но чужой опыт – это не только опыт святости, но и опыт ошибок. Чужой опыт – это не только опыт канонизации, но познание того, как святой спасался, как боролся с искушениями, когда он не устоял в чем-то? Из жития мы, скорее всего, этого не узнаем. Об этом может рассказать окружающий мир святого. Его природа, его быт, свидетельства местных жителей. Чужой опыт - это опыт того, что Господь простил святому. Очень важно получить этот божественный опыт - проявление божественной любви по отношению к нам: познать, что Господь может простить ТЕБЕ. Это не значит, что, когда ты познаешь, Он может простить тебе все, но ты узнаешь милосердие Божие. А когда ты узнаешь Его милосердие, ты уже пытаешься дышать в Его ритме. Дышать Его жизнью, жизнью других людей. Это и есть опыт -  дышать в ритме Божием. Поэтому, в таких поездках мы приобретаем опыт, как НЕ надо поступать или ЧТО ненужное из своей жизни надо убрать» (Отец Игорь).

 

* Поездка промыслительная. Собрались люди, для которых она была важна и нужна. Для преодоления, для дальнейшего духовного развития. Нужно было пережить какие-то обстоятельства или пережить их по-новому. За эту поездку  мы многое о себе узнали и поняли. Поняли, где мы все еще «прокалываемся», а где есть некоторый прогресс.

* Великий Новгород я посещал и раньше. Но все, что осталось в воспоминаниях – это памятник Тысячелетие Крещения Руси. А в этой поездке духовная составляющая вышла на первый план. Прикладываешься к иконам, к которым прикладывались люди, жившие задолго до тебя, представляешь, как потом они, благословляемые этими иконами, вставали на защиту своих городов. И в твоей душе начинает что-то переворачиваться. В хорошем, правильном смысле.

История Иверской иконы поразила меня. Когда я стоял перед Ней, мне казалось, я вижу кровь, которая выступила на Ее щеке после удара мечем. Теперь я точно знаю, мы молимся не изображению, пусть даже талантливо и искусно написанному, мы молимся живому, духовному образу. Это было для меня понятием, а теперь стало ощущением.

* Я много молилась преподобному Варлааму. Я несколько раз подходила к мощам. Молилась перед иконой. Просила помочь мне в моем деле. И, когда я села в автобус, мне пришло откровение, что меня услышали. Я боялась просить, боялась, что вдруг вот ты просишь, а тебе дадут такое, что ты не сможешь понести. А мне пришло понимание. Почему такая малая степень доверия? Почему я боюсь какого-то «вдруг». Дадут то, что надо. Иди, молись с верой. И я пошла, с полным доверием, без страха и сомнений. И я знаю, МЕНЯ УСЛЫШАЛИ! Все будет так, как надо. И это дает успокоение и утешение.

* Я ехала с определенным ожиданием, у меня была конкретная просьба. Я молилась и просила. То, что меня услышали – я не сомневаюсь, вопрос в другом – услышала ли ответ я. Достойна ли я услышать ответ. Но я знаю и верю, что все будет хорошо.

* На определенном уровне духовного возрастания ты начинаешь понимать, что слова «меня услышали» и вполне реальное ощущение этого - это не бред, это не твои фантазии и придумки. Это диалог. Готовность не на вербальном уровне, а на духовном понять, что тебя услышали. Это завоевание, которое скорее происходит в паломничестве. И не потому, что в городе достичь этого невозможно. Просто в паломничестве ты один на один с тем, к кому ты обращаешься. И меньше отвлекающих факторов. И, что важно, ты начинаешь понимать, что такое успокоение? Это ВЕРА. Спокойная уверенность в том, что помощь всегда рядом.

* Меня, как будто, кто-то позвал. Я повернула голову и взглянула вверх. Над куполами, взмахнув огромными крыльями, застыла небесная птица. «Сегодня праздник – Иверская, - подумала я,- Матерь Божия радуется!»

IMG 0626

Господь ниспослал преподобному Варлааму для служения ближним дар прозорливости. Когда дни его приближались к концу, по Божию изволению прибыл из Константинополя священноинок Антоний. Блаженный, обращаясь к нему, сказал: "Возлюбленный брат мой! Божие благоволение почивает над сею обителью. Ныне я передаю в твои руки сей монастырь. Блюди его и заботься о нем. Я уже отхожу к Царю Небесному. Но не смущайся этим: телом я покидаю вас, духом же всегда буду с вами". Преподав наставление своей братии, заповедав хранить православную веру и постоянно пребывать в смирении, преподобный Варлаам преставился ко Господу 6 ноября 1192 года. Господь даровал преподобному дар чудотворения и по его кончине, так что все, прибегающие с верой к мощам угодника, получают просимое.

Вспомнить, какими мы должны быть

«Я очень рад, что в каждой поездке появляются новые люди. Нам очень важно, чтобы приходили новые люди, чтобы мы вспомнили, какими МЫ должны быть, чтобы мы к ним отнеслись по-человечески. Новые люди – это новый опыт, который мы тоже можем приобрести» (Отец Игорь).

* Среди нас была паломница, которая впервые участвовала в Таинстве исповеди. И я вдруг подумала, а какие чувства она испытывает, о чем она думает. И я вспомнила себя. Какой я была до своего духовного пути. Пусть небольшого пока. Но мы учимся еще и этому. Осознанию нужности и необходимости духовного пути. Оглядываясь назад, ты видишь себя,  нищего и беспомощного, и радуешься, что услышал Господа и пошел за ним. И радуешься еще за одну душу, которая обрела Христа. А значит нас, христиан, нас, православных, стало на одного человека больше.

* Я отправилась в эту поездку впервые за последние 11 лет. Меня пригласила подруга, прихожанка вашего храма. Сама я живу далеко и хожу в другой храм. Но у вас иногда бываю, когда удается, беседую с отцом Игорем. Что меня приятно поражает - у вас очень интересный, сплоченный приход. Удивительная, радостная атмосфера. Это очень необычно для нашего времени. Ваш батюшка – стержень вашего коллектива, это очень важно.

IMG 9258

* Мои дети и муж остались дома. К концу второго дня мой муж сказал, что очень-очень–очень сильно соскучился. Даже ради этого стоило ехать в поездку. Муж на протяжении двух суток был один с детьми. Это же потрясающе! И у меня даже появилась мысль - в следующий раз оставить детей с мамой и взять с собой мужа.

* Святой Варлаам как будто испытывал наше терпение и смирение. Было очень холодно. Как на Северном полюсе. Я, правда, там не была. Но мне казалось, что наши минус пять здесь были почти как минус 35 там. В первый день, передвигаясь перебежками от тепла к теплу, нужно было справляться с холодом и как-то выживать. Выходя на улицу из тепла и оказываясь в холодном пространстве суровой осени, я роптала и говорила себе: «Нет-нет, поездки в такое время года не для меня. Я умираю от этого холода. Буду ездить только летом». Первый день - субботняя Литургия, Всенощная, Великий Новгород. Второй день, как  награда за стойкость, - воскресная Литургия в мужском монастыре Иверской иконы Божьей матери. Престольный праздник этой иконы. Общая молитва, Таинство причастия. Казалось, сама Матушка по голове погладила… Когда мы садились в автобус, чтобы возвращаться в Москву, я поняла, что я буду ездить в паломнические поездки со своим любимым приходом и своим любимым батюшкой в любое время года, куда угодно, хоть на Северный полюс.

* Сначала я немного роптала – не хотелось уезжать от батюшки Варлаама. Хотелось длить такую умиротворяющую тишину монастыря, его малолюдность и неторопливость службы. Казалось, в Иверском монастыре будет суета, которая потушит внутри меня молитвенное настроение, так бережно выстроенное предыдущим днем.

И тут наша Матушка как будто сказала мне: «Дурочка, ты дурочка. Смотри, какая кругом красота». И вот я, которая накануне не сделала ни одного снимка, потому что, стоило мне достать руки из варежек, они тут же превращались в две замороженные тушки, стянула эти самые варежки и принялась, как зачарованная, фотографировать все вокруг. Красота природы и величественность архитектуры заманивали все дальше. Я и не заметила, как обошла вокруг монастыря. Холода я не чувствовала вообще. А потом была чудеснейшая служба. Никакой суеты. Только совместная молитва, вдохновенное пение всех прихожан, чудотворный лик нашей Матушки и Причастие, как глоток благодати. Мы вышли на улицу и вдруг… «Смотрите, смотрите на небо!». На пронзительно синем небе, прямо над нами, сотканный из облаков, парил Крест.

IMG 0616

В 1471 году в Хутынский монастырь приехал Иоанн Васильевич Третий, дабы поклониться святым мощам, и, по легенде, стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опаливший стену и южную дверь иконостаса. Великий князь в ужасе побежал из церкви, ударяя посохом в землю, причём из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив посох, великий князь в большом страхе покинул монастырь. 

Со мной говорит Храм

«И какое же это счастье – выбраться из мегаполиса! Наверно, об этом и говорил апостол Павел в своем 2 послании Коринфянам (11:26-27). Он перечисляет несколько обстоятельств и, в том числе, перечисляет город: "Я часто путешествовал, был в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от и соплеменников, в опасностях от других  народов, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне…” Мы находимся в опасности в мегаполисе, он нас изматывает и забирает силы, оставляя усталость. А здесь, среди творений рук Божиих, наша душа отдыхает и набирается сил» (Отец Игорь). 

*Я стояла на службе и вдруг поняла, что в Москве этого так не хватает. Вот этого погружения в службу. Ты стоишь, никуда не торопишься. Никто тебя не отвлекает, ни звонком, ни даже радостной встречей («Ой, привет, дорогая, как давно не виделись!»). Правда, нет, да и мелькнет мысль, а зачем так далеко ехать? Только ради того, чтобы постоять на службе  в другом храме? Потом тебя накрывает радость свободы от ТОГО мира. От мира, где тебя могут отвлечь вопросом, будничным делом, неосторожным толчком. А здесь происходит мощное погружение, как отрыв, как полет в космос, потому что монастыри, в которых мы побывали, - это космос, а может, отражение Неба, на которое хочется смотреть и дотянуться, хотя бы взглядом.

IMG 9276

* Суровая северная красота. Безмолвие и тишина. Стены собора белеют в морозной синеве рассвета. Золотые купола разгораются на серебристо-рваном небе. Встаешь рано утром, выходишь из паломнической гостиницы. Нужно делать всего один шаг, и ты окажешься рядом со святыней, мощами святого Варлаама. Идешь к ним вроде буднично, поеживаясь и позевывая, но вдруг тебя что-то переворачивает. И ты чувствуешь-понимаешь-знаешь, что идешь говорить с Творцом. Я открываю дверь храма. В морозный воздух вырывается голос чтеца, и я замираю… Мне кажется, что со мной говорит Храм.

* Икона Иверской Божьей матери – живая. Подходишь к ней - и горло перехватывает, слезы сами льются. Богослужение было настолько проникновенным, что казалось, ты стоишь не в храме, а где-то в воздушном пространстве, где только твоя душа беседует с Небесным Отцом. Хочу туда опять.

* Бывает так, что в одной семье один из супругов воцерковлен, а другой нет. Один ходит в храм, регулярно исповедуется и причащается, а другой нет. Так было и у меня. Когда я думала об этом, на ум приходило такое сравнение. У многих московских проспектов есть две дороги - главная и дублер. С тех пор, как я пришла в церковь (в буквальном и переносном смысле), у меня появилась абсолютная уверенность, что теперь я двигаюсь по главной дороге, а мой муж – по дублеру. Идет себе вроде бы в одном со мной направлении, но как-то параллельно. Параллельно моей жизни. А эта поездка дала мне возможность в течение этих коротких, но таких длинных, дней еще больше узнать близкого мне человека, который, оказывается, все это время шел со мной по главной дороге, в одну сторону со мной. Конечно, это узнавание было подготовлено всеми предыдущими событиями нашей жизни. Но понимание того, что теперь мы точно идем ВМЕСТЕ – это главное событие поездки. Мы вместе дышали, молились, вместе переживали новый духовный опыт. Соединение с близким тебе человеком – обыкновенное чудо, которое случилось с нами во время нашего паломничества.

* Места очень сильные, благодатные. Не зря где-то в этих местах дача нашего президента. Он, наверное, посещает этот монастырь.

IMG 9353

* Так хорошо раствориться и умиротвориться в неспешности Варлаамо-Хутынского монастыря. Так необыкновенно оказаться  в монастыре Иверской иконы Божьей матери в Ее престольный праздник. Ты разделяешь желание людей быть именно здесь. Ты счастлив - ведь это событие, которое может произойти только раз в жизни. Будут другие поездки, другие люди и другая радость. Но такое счастье - оказаться в ЭТОТ день в ЭТОМ месте у ЭТОЙ иконы вместе с близкими тебе людьми! И именно здесь получить уникальный духовный опыт. Спасибо, Господи, за все!

Эта поездка останется в нашей памяти, как чудо встречи с Творцом, как радость общения с духовно близкими нам людьми, как источник духовной благодати, которую Господь так щедро раздает Своим чадам. И пусть дорога к Храму никогда не кончается!

IMG 0609