Паломничество на остров святых

10. 10.06  14.37

Группа прихожан нашего храма совершила паломничество на «Остров святых», так называют Кипр. Своими впечатлениями от поездки поделилась старший преподаватель МГИМО  Марина Тарновская. А тем, кто не смог посетить этих дивных мест,  желаем наполниться радостью от чтения  путевых заметок.

 

Десант прихожан храма святого благоверного князя Александра Невского во главе с настоятелем протоиереем Игорем высадился на Кипре 9 июня 2014 года. Остров Святых встретил нас теплом и ярким солнцем.

Получение багажа. Автобус. Переезд в город Лимассол. Гостиница.

У нас впереди насыщенная программа, поэтому вечером после ужина недолгое знакомство с городом и крепкий сон.

И вот ПЕРВЫЙ ДЕНЬ нашего паломничества начинается. Мы отправляемся в горы Троодоса. Наш автобус взбирается по живописным горным дорогам, мимо пробегают склоны, укутанные лиственными лесами,  мелькают виноградники. Наша первая остановка на высоте 810 метров над уровнем моря - деревня Омодос (ударение на втором "о"),  храм монастыря Честного Животворящего Креста. Главная реликвия монастыря - частица Креста Господня и фрагмент уз Христовых.

«Кресту Твоему поклоняемся Владыко…», - молитва на русском языке наполнила храм. Как необыкновенно воздействует на души совместная молитва, песнопение, поклонение святыням. В эти мгновения, кажется, что Небо приоткрывает тебе, пусть даже на тысячную  или миллионную часть, свое истинное блаженство.

Из алтаря вышел местный батюшка и открыл шкаф из резного дерева, где  хранится большое число православных святынь - глава апостола Филиппа, находящаяся в специальном ковчеге, а еще частички мощей целителя Пантелеимона, святителя Николая, Иоанна Предтечи, свм Марины (очень почитаемой на Кипре). «Величаем, величаем тя ….», - Отец Игорь, как профессиональный регент, руководит нашим хором.

А потом мы побродили по узким улочкам деревни, заглядывая в сувенирные лавочки и знакомясь с приветливыми местными жителями. Надо сказать, что киприоты – очень дружелюбные люди. В их взгляде всегда читается заинтересованность в новом человеке и открытость к общению. Чувствуешь себя не назойливым посетителем, а гостем, которого всегда рады видеть.

Мы садимся в автобус, наша следующая остановка мужской монастырь Пресвятой Богородицы Троодосской. Нам предстоит забраться еще выше – монастырь находится на высоте 1392 метра над уровнем моря.

Монастырь известен двумя реликвиями: чудотворной иконой Божией Матери Троодитисса, по преданию, написанной евангелистом Лукой, и чудодейственным Поясом Пресвятой Богородицы. На самом деле это не тот пояс, который хранится на Афоне. В обители у чудотворной иконы Троодосской пребывает кожаный пояс некоей благочестивой жены, которая в 19 веке исцелилась тут от бесплодия и в знак благодарности оставила у иконы свой пояс, который со временем тоже стал чудотворным. Этот пояс прикладывают женщинам, которые очень хотят стать матерями, но их желание пока не осуществилось.

Наш гид рассказывает нам, что Пояс хранится в алтаре, и монах может вынести его, если  у кого-то из паломников есть такая настоятельная просьба. Нам повезло! Когда мы вошли в храм, монах как раз проводил специальный обряд. А в нашей группе были паломницы, которым очень была нужна помощь в даровании чадородия. Монах прочитал специальную молитву на рождение здорового ребенка, дал поцеловать Пояс супругам, и, не переставая молиться, надел Пояс на женщин.

«Пресвятая Богородица, моли Бога о нас …», возносится наша хвала и благодарение к Пречистой Деве.

Теперь наш автобус выписывает плавные повороты в северо-западной части гор Троодос, устремляясь туда, где на высоте 1150 метров над уровнем моря находится величественная обитель, основанная в 1100 году - Кикский монастырь. История основания Кикской обители неразрывно связана с иконой Богоматери Елеусы Милостивой, написанной апостолом Лукой с образа самой Богоматери.

Монастырь пережил четыре пожара, каждый раз выгорая дотла. Однако икона оставалась невредимой, каждый раз ее спасали из огня.  Сейчас она покрыта окладом из золота и серебра, а сверху задрапирована тканью. Материю снимают, когда икону выносят на улицу в засушливые периоды, чтобы привлечь дождь. Но даже в таких случаях монахи не смеют смотреть на лик святой Богородицы – столь велика святость ее образа.

Один за другим мы подходим к священной иконе, с благоговением и надеждой прикладываемся к ней, не сомневаясь в том, что любого человека, который приходит к священной иконе Богородицы с истинной верой, реликвия исцеляет и укрепляет. И речь идет не только о физической немощи, но и о духовной. Около иконы стоит монах и послушник. Последний, судя по черному цвету кожи, родом из какой-то африканской страны. Сам по себе этот факт не удивителен, - православие не имеет национальности или географических пределов, но трогательно и приятно было то, что, протягивая нам ватку, смоченную маслом, освященным перед святой иконой, послушник, родом с другого континента, старательно выговаривал непростые русские слова вслед за монахом «Воз-ми-те, пжа-лу-ста». Казалось бы, ну протянул молча, все и так понятно. Но это трогательное внимание к русским паломникам остается в памяти, пусть кратким, но ярким эпизодом . Почему? Наверное, потому, что это есть доказательство того, как истинная вера объединяет самых разных людей.

А потом мы все вместе и по очереди пели акафист пресвятой Богородице Киккской. У многих дрожал голос, кто-то не мог сразу, из-за волнения, выговорить сложное слово – ведь на нас смотрела через свою икону Пресвятая Богородица. А мы так хотели, чтобы она почувствовала нашу любовь и благоговение.  

Так прошел наш первый день.

 

ДЕНЬ ВТОРОЙ

5.30 утра. Мы отправляемся в храм Св. Лазаря на литургию. В руках ланчпакет  и молитвослов. (В ланчпакете – походный завтрак, который нам выдали в гостинице.)

Накануне каждый паломник исповедался у отца Игоря. Гостиничному номеру кипрской гостиницы выпала редкая удача стать местом исповеди сорока православных из России. «Как вам спалось после того, как столько людей исповедалось в своих грехам в вашем номере? - спросили мы Дмитрия и Сергея, уступивших свой номер для совершения Таинства, - кошмары не мучали, не душили ли во сне вас людские грехи?» «Да воскреснет Бог, и расточатся врази его!» - ответили наши храбрые мужчины.

Храм Св. Лазаря был построен в конце IX — начале X века над могилой Лазаря в Ларнаке. Первое, что поражает, когда входишь церковь - величественный иконостас из 120 икон. Самая ценная икона изображает Святого Лазаря в сане Епископа Китиона (Китион – древний город-государство, существовавший на месте нынешней Ларнаки).

Вслед за отцом Игорем мы входим в храм и прикладываемся к мощам Св. Лазаря, которые в специальной серебряной раке выставлены для всеобщего поклонения. Потом мы рассредоточиваемся по храму и «встраиваемся» в службу. Она уже началась. Два мужских голоса напевно, как бы беседуя друг с другом, поют песнопения на греческом языке. Голос священника, необычно молодой при классически «апостольской» внешности,  вливается в служебное действие. Греческий язык завораживает. Не понимая того, что произносится, мы понимаем последовательность частей службы и их суть, видим красоту службы. Ухо ловит только отдельные понятные слова-имена – «Варнава, Серафим, Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский из России», и знакомое нам из нашей службы «Кирие Элейсон! Господи помилуй!» А греческий язык все больше и больше завораживает, убаюкивает … и вот головы некоторых паломников, особенно чувствительных к раннему подъему,  начинают медленно опускаться. И вдруг … «Миром Господу помолимся!» Голос отца Игоря  такой знакомый и близкий, взлетает над храмом. Мы видим его в Царских вратах. Отец Игорь принимает участие  в службе! Улыбки радости, как огоньки разноцветной гирлянды на новогодней елке, вспыхивают то там, то здесь по всему храму. Кто-то хватается за фотоаппарат, кто-то протискивается поближе, кто-то мигом выходит из своей религиозной «сосредоточенности».

В середине службы на середину храма выносят частицу мощей св. Луки Крымского. Здесь в центре самого старого города Кипра, в древней церкви, освященной во имя друга Христова Лазаря, мы имеем возможность приложиться в мощам нашего русского святого. Невероятно!

Служба движется к завершению. И вот отворяются царские врата и … отец Игорь выносит Чашу. Вот такого подарка мы не ожидали! Причащающиеся киприоты и мы, православные из России, движемся к Чаше вдоль иконостаса и принимаем кровь и тело Господа нашего практически у Царских врат из рук нашего батюшки. Необычно и волнительно.

После службы кто-то спускается в крипту (подземелье), где находится святой источник, кто-то забегает в лавочку Св. Лазаря, чтобы сделать кое-какие покупки, кто-то идет прогуляться по Пальмовой аллее Финикудес на набережной Ларнаки.

Наша следующая остановка – мужской монастырь Св. Георгия Мавровуни. Он находится всего в 15 километрах от Ларнаки,  по дороге в деревню Трулли. В этой деревне игумен архимандрит Симеон (известный богослов и иконописец) в алтаре храма святого Маманта нашел икону «Чудо Георгия о змие». Образ был в очень плохом состоянии. Отец Симеон восстановил икону, заказал для нее в Греции серебряный оклад. Эта икона и частица мощей святого Георгия  - главные святыни монастыря Мавровуни.

 Нас встретил отец Ефрем, который  вынес ковчежец с мощами св. Георгия, чтобы мы могли поклониться им. Он рассказал, что отец Симеон изучал не только историю Христианства в России, но и хорошо знает творчество Федора Михайловича Достоевского и, в частности, его роман «Братья Карамазовы». Именно поэтому небольшой катакомбный храм освящен в честь Оптинских старцев.

Мы спустились в нижний храм и помолились перед иконой Собор Оптинских старцев, написанной в Калуге и освященной в Оптиной пустыни. «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. …»

А потом, следуя указателям, паломники отправились осматривать окрестности. Заросли кактуса высотой выше человеческого роста вызвали восхищение как детей, так и взрослых. Тут же последовали совместные групповые портреты. А вот пещерный храм св. Марии Египетской мы нашли не сразу, уж очень он неприметен. Наверное, специально – подальше от людей, поближе к Богу. Чтобы мы могли хотя бы на тысячную долю почувствовать, как было не просто Марии Египетской, солнце «включило» свою печку, и весеннее тепло постепенно превратилось в летний зной. «Воды, тени!» - взмолились паломники и потянулись к прохладе автобуса с кондиционером и запасом воды. Как много еще нужно работать над собой!

 

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

            По дороге в мужской монастырь Ставровуни наша гид и сопровождающая Елена подробно рассказала нам об этом монастыре.

Основательницей монастыря считается  царица Елена. Когда она возвращалась в Константинополь, разразилась буря и Елена приказала остановиться на острове Кипр. Она везла с собой кресты, найденные ею в Палестине. Во время бури ей явился ангел и повелел основать на острове монастырь и оставить частицу Животворящего Креста, обретённого ею в Иерусалиме. Перед тем как Елена сошла на берег, на корабле была обнаружена пропажа креста благоразумного разбойника. После долгих поисков он был найден парящим в воздухе над вершиной горы Олимп. На этом месте, на вершине горы и был основан монастырь Ставровуни, что значит  «Гора Креста». А крест благоразумного разбойника со вложенной частицей Животворящего Креста и одним из гвоздей, которым было пронзено тело Христа, был оставлен Еленой в этом монастыре.

В монастыре устав строгий – женщин туда не допускают. Поэтому к воротам монастыря во главе с отцом Игорем идут только мужчины. Восемь человек. Они отделяются и удаляются от немногочисленной группы женщин, которые остаются стоять, молчаливо провожая своих мужей, сыновей и братьев. Вдруг одна из женщин что-то громко произносит. Ее муж оборачивается, машет рукой и догоняет группу. Женщины продолжают стоять и молча смотреть, как за мужчинами закрывается монастырская дверь.

«Сестры, что вы там замерли? Не на войну провожаете. Идемте, помолимся». Но сестры явно были в каком-то необычайном волнении.

«Что вы чувствовали, о чем думали, когда смотрели, как ваши мужчины скрываются за монастырской дверью?»

            «У меня было такое ощущение, что я делегирую туда его, мужчину, главу нашей семьи, чтобы он попросил там о чем-то сокровенном и очень важном для нас обоих. Я чувствовала, что его обязательно услышат».

«Господь создал Еву второй. Муж, мужчина – глава всему. И хорошо, что где-то есть место, где женщинам могут напомнить, что иногда они должны отойти в сторону, и дать мужчинам побыть с Богом в тишине, соединиться с Господом без неусыпного женского контроля и руководства.»

«А мне хотелось мысленно пройти с ним весь путь. Прикоснуться святыне - к древнему кресту – ведь в нем содержится частица Животворящего Креста, поклониться Кипрской иконе Божьей Матери и остальным древним иконам. Увидеть Божью красоту, которая открывается со стен монастыря. И порадоваться за своего мужчину, что сподобил его Господь быть в этом месте и напитаться Святым Духом!»

Но у женщин тоже была возможность провести то время, которое мужчины отсутствовали, в молитве в Часовне Всех Святых Кипрских.

И вот мужчины вернулись. По их вдохновенным лицам было видно, что святое место не отпускает человека ненаполненным. Глаза сияют. В руках сувениры и подарки.

«Ну, как? Какие ощущения?»

«Разбойник первым за Господом вошел в царствие небесное. Я был тем разбойником, полным греха и недостоинства. Но я увидел Крест с частицей Животворящего Креста и только молвил: Господи, помилуй!»

Вот такие наполненные и радостные мы погрузились в автобус и отправились в теперь уже женский монастырь Св. Равноап. Первомученицы Феклы в деревне Мосфилоти.

Фекла, будучи дочерью знатных родителей и завидной невестой, стала одной из первых монашенок, приняв обет безбрачия и посвятив свою жизнь Богу. С давних пор жители острова приходят сюда поклониться мощам Св. Феклы. Под алтарем храма находится святой источник с чудодейственной глиной, которая помогает верующим в излечении всех заболеваний кожи. О чем свидетельствуют фотографии детей, исцеленных этой глиной. Причем, сколько ни берут глины паломники, источник не иссякает. Иногда глины в нем больше, почти у самой поверхности, иногда меньше, надо лезть глубоко. Но глина есть всегда.

Рядом находится  источник со святой водой, который, по преданию, забил во время молитвы царицы Елены.

Монастырь очень уютный, весь в зелени и цветах. Несмотря на то, что паломников летом всегда приезжает очень много, и неизбежна суета и шум, который возникает от их активности  у источников воды и глины, ты ощущаешь покой и умиротворение этого монастыря.

 Когда молишься в храме перед ее чудотворным образом и вспоминаешь жизненный путь и подвиги Св. Феклы, то задумываешься о том, а смог бы ты так стойко и бесстрашно идти за Христом. Конечно, сейчас не 30-е годы 1 века, позади 20 столетий. Но все-таки, задумаемся. У Феклы, говоря современным языком, все было в порядке. Богатые родители, знатный род, красота, перспективы удачного замужества, безбедной и веселой жизни, заграничных поездок. Но, услышав однажды проповедь апостола Павла, она круто меняет свою жизнь. Она решает посвятить свою жизнь Евангельской проповеди и уходит из дома, следуя за апостолом. Негодование матери и жениха, принудительное возвращение ее домой, угрозы не сломили волю Феклы. Тогда мать, именно мать, требует смертной казни для девушки. Даже трудно вообразить себе, что чувствовала тогда девушка. Но ни пламя костра, окружившее Феклу, ни голодные звери, выпущенные на нее, не причинили ей никакого вреда. Ливень усмирил костер, а звери покорно легли у ее ног. Да, Спаситель был все время рядом с девушкой, поддерживая ее и укрепляя, но сначала была решимость и вера Феклы, что другой жизни, кроме следования за Христом, у нее не будет.

У нас у всех тоже есть что терять, от чего отказаться во имя Христа. Но способны ли мы хоть на тысячную долю повторить подвиг святой великомученицы Феклы. Вот вопрос, который приходит в голову, когда ты молишься перед чудотворным образом. Можем ли мы что-то изменить в себе – например, не обижаться на близкого и не очень близкого человека, если он ведет себя не так, как мы бы хотели? Отказаться от вредных для нас привычек (и речь не о курении, а, например, о привычки во всем видеть плохое, негативное)? Можем ли мы, если, как мы считаем нас обидели, встать и пойти за Христом, чтобы «..первее примириться, тя опечалившим».

Кстати, правитель того города, где жила Фекла, который санкционировал сожжение Феклы и травлю ее голодными зверями, устрашился, когда понял, что святую мученицу хранит Всесильный Бог, которому она служит. Он повелел отпустить Феклу, рабу Божию, на свободу. Может его тоже вразумил Господь?

Теперь мы отправляемся в деревню Менико, в храм священномученика Киприана и мученицы Иустины.

Жизнеописание этих двух святых тоже дает пищу для размышлений. Конец 3-го века. Родители Киприана исповедуют язычество, отдают своего сына в школу колдунов (почти, как школа Гарри Поттера), где он и постигает все секреты колдовства. Практикуя свои знания, Киприан становится всемогущим колдуном, способным покорить волю любого человека... Устинья же, наоборот, веровала во Христа и желала служить только Ему. К ней, как и к Фекле, тоже посватался юноша, но получив отказ, обратился за помощью к Киприану, который охотно и с энтузиазмом взялся за дело – сделать Устинью «послушной». И тут для колдуна наступил момент истины. Какие только бесовские знания он не применял, но победить силу Христа не смог, и в итоге сам уверовал в Него. Прошел Таинство Крещения, стал священником, а позже и епископом. Устинья же стала настоятельницей женского монастыря.

Мы порою отступаем от правильного пути, иногда сбиваемся с дороги, но Свет Христов всегда освещает его Путь, если потрудиться, его можно обрести вновь. К тому же, Господь посылает нам встречу с людьми крепкой веры, которые протянут руку и пойдут рядом с тобой, не давая тебе отступить.

Как говорит митрополит Кипрской Православной Церкви Неофит: «"Современный человек - изо всех сил насаждает эгоизм и лелеет свое Я. Этот путь, однако, не Христов, потому что Христос нам говорит, что Воскресению предшествует Крест. Поэтому обратите внимание: следует искать не исполнения своих желаний, а жизни согласно воле Божией. Итак, когда нам чего-то хочется и не получается это осуществить, не надо бежать к колдунам и чародеям, которые обещают воплотить в жизнь наши мечты, но следует молиться со смирением: "Господи, Иисусе Христе, яви волю Твою в моей жизни". Христос знает лучше, что нам подходит и что нам требуется".

В храме находятся мощи Киприана и Устиньи. Ковчежец с мощами святых выносят из алтаря для поклонения. Когда мы оказались в храме, священник вынес его для нас, прочитал особую молитву и раздал нам ватки с освященным маслом, помазывая и благословляя каждого. А мы все вместе пропели акафист священномученику Киприану и святой Устинье.

«О святие священномучениче Киприане и мученице Иустина! Внемлите смиренному молению нашему».

 

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

            6 утра. Мы отправляемся на литургию в храм св. мч. Фанурия, который находится в окрестностях Лимассола. Архимандрит Епифаний пригласил нашего отца Игоря принять участие в богослужении. Взбираемся в горы и едем в одну из типичных кипрских деревень. Но это не то, что, мы себе представляем, когда произносим слово «деревня» - деревянные дома, ямы на дорогах и домашние птицы, выскакивающие из-под колес. Вдоль чистых асфальтовых дорог вверх взбираются аккуратные, разнообразные по архитектуре, двух-трех-этажные коттеджи. Они укутаны в яркие, красивые цветы, зеленые кустарники и цветущие деревья.

            Из-за поворота показывается небольшая церковь. Служба уже началась. Мы «втекаем» в храм и, кажется, заполняем его полностью. Местные прихожане, однако, не выражают ни капли удивления или неудовольствия тем, что им мешают, но тут же неторопливо и гостеприимно стараются устроить нас. Рассаживают наших семерых мужчин. Им всем находится место в тех трех первых рядах, которые традиционно занимают только мужчины.

Для женщин расставляются табуретки. Нам приятна эта забота, но мы приучены стоять и табуретки быстро занимаются все прибывающим местным населением. К середине службы храм заполняется полностью.

После «Отче наш…» мы наблюдаем привычную картину. Большое количество детей начинает аккумулироваться и тихо галдеть перед аналоем. Галчата спорят, кто пойдет первым, стараются оттеснить друг друга. Но первыми на руках у крестных к чаше подходят дети, которые на прошлой неделе приняли Таинство крещения. В алтаре мы замечаем отца Игоря в красивом облачении.

И вот все желающие причастились. На выходе из храма, нас ждет угощение от прихожан храма. Многие местные прихожанки приносят на службу испеченные дома кексы, нежные, вкусные, ароматные. Кексы, самых разных форм и размеров, в начале службы ставят на специально приготовленные для этого столы, а после службы разрезаются и раздаются всем желающим. Отказаться и не попробовать кусочек не возможно. К тому же уже время завтрака, и угощение приходится очень кстати. Потом нас приглашают на утреннюю трапезу в обеденный зал храма. Настоящий ароматный, крепкий кофе, чай, сыр, печенье, кексы. Вкусное и сытное подкрепленье перед дальнейшей дорогой.

В этот день мы побывали в  женском монастыре Свт. Николая на мысе Кошачий, увидели руины храмов 4-14 веков, римские и византийские мозаики. Посетили мужской ставропигиальный монастырь Св. Неофита-Затворника. Это очень красивый и величественный монастырь. Несмотря на то, что он является одним наиболее посещаемых монастырей на Кипре, атмосфера умиротворения, покоя и неспешности окутывает каждого пришедшего в это монастырь. Монастырский храм дает ощущения высоты. В нем хочется остановить свой паломнический бег и помолиться. Святые Мощи Неофита Затворника хранятся тут же в церкви и доступны для поклонения любому паломнику. Ухоженные апельсиновые деревья и цветочные клумбы в монастырском дворике дополняют общую картину безмятежности, хотя понятно, что немало усилий прилагается  братией, чтобы  все выглядело именно так.

«Пещера» святого Неофита сохранила фрески, созданные еще при его жизни. На одной из них он изображён между архангелами Михаилом и Гавриилом, удерживающими его за плечи. Когда Неофиту жизнь монастыря, который все больше разрастался, показалось слишком суетной,  он выкопал высоко над скитом новую келью и дал ей название «Новый Сион», там он и поселился. Он провел 60 лет в молитве, чтении книг и работе над уставом монастыря. Скончался Св. Неофит-затворник в возрасте 90 лет.

 Этот рассказ о нашей поездке не совсем полный. У нас было два свободных дня. Все по-разному проводили это время. Многие продолжали свое паломничество, участвуя в поездках в другие монастыри, которым так богат Кипр.

Теперь понятно, почему Кипр называется Островом Святых. Подвигами многих угодников Божиих освящена эта земля. Христианство на Кипре было проповедано Святыми Апостолами Павлом, Варнавой и Марком. Епископом на Кипре был святой Лазарь Четверодневный, воскрешенный Господом Иисусом Христом. На Кипре родился святитель Спиридон Тримифунтский, а также святой Иоанн Милостивый. Сами киприоты - народ очень благочестивый. На небольшом острове великое множество храмов, которые по воскресным и праздничным дням наполнены молящимися.  

Остров святых – земля, куда хочется вернуться вновь.