Великий покаянный канон. Четверг

Великий канон четверг

Последняя часть покаянного канона преподобного Андрея Критского, читаемая в четверг первой недели Великого поста, с переводом и комментариями. Можно посмотреть и/или скачать в формате World и PDF.

ПЕСНЬ 1

Церковнославянский текст

Русский перевод[1]

Ирмос[2]. Помощник и покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися.

Помощник и Покровитель явился мне ко спасению, Он Бог мой, и прославлю Его, Бога отца моего, и восхвалю Его, ибо Он возвеличился во славе.

Агнче Божий, вземляй грехи всех, возьми бремя от мене тяжкое греховное и, яко благоутробен, даждь ми слезы умиления.

Агнец Божий, взявший грехи всех, возьми с меня тяжкое бремя грехов, и, как Милосердный, даруй мне слёзы умиления.

Агнец Божий[3] – символическое наименование, усваиваемое Иисусу Христу, принесшему Себя в жертву для спасения человека (Ин 1:29). Прообразом этой жертвы служили все виды ветхозаветных жертв, культ которых появился с незапамятных времен. Жертвы приносят уже сыновья первых людей, Авель и Каин (Быт 4:3-4), хотя начало жертвоприношениям было положено, по-видимому, Адамом и Евой. Необходимость в жертвенном культе была вызвана желанием человека, поврежденного грехом, вернуться к Богу и восстановить нарушенное богочеловеческое единство. Разделение между ним и Богом было столь значительно, что преодолеть его сам человек не мог; он нуждался в посреднике, в качестве которого и выступал в таком случае жертвенный культ. Однако последний не обладал никакой магической силой, «ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр 10:4). Действенность ветхозаветных жертв была обусловлена тем, что все они символизировали собой будущую Жертву «ходатая нового завета» (Евр 9:15), Который «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел в святилище и приобрел вечное искупление» (Евр 9:12), уничтожив грех «жертвою Своею» (Евр 9:26).

Образ агнца восходит к ветхозаветным временам, где он ассоциируется с ягненком, приносимым в жертву для очищения народа от грехов, и в особенности с пасхальным ягненком (агнцем), мясо которого евреи вкушали в праздник Пасхи, а кровью его помазали косяки и перекладины дверей домов, в которых они жили в Египте (Исх 12:7), благодаря чему их не поразил ангел-истребитель, посланный уничтожить всех египетских первенцев….

Наименование «Агнец Божий» применительно ко Христу впервые использует св. Иоанн Креститель: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1:29.). Священное Писание видит во Христе «непорочного и чистого Агнца» (1Петр 1:19), искупительное посланничество Которого и даже Его заклание в Божественном Предвечном Совете было предначертано «еще прежде создания мира» (1Петр 1:20). Прослеживая символическую связь Христа с пасхальным агнцем, ап. Иоанн в своем Евангелии отмечает даже такую подробность относительно крестной смерти Спасителя: «Итак, пришли воины и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней... Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (Ин 19:32-33, 36). Это примечание св. евангелиста отражает предписание Торы, запрещавшее при употреблении пасхального агнца раздроблять его кости.

Тебе припадаю, Иисусе, согреших Ти, очисти мя, возьми бремя от мене тяжкое греховное и, яко благоутробен, даждь ми слезы умиления.

К Тебе припадаю, Иисусе, согрешил я пред Тобою, умилосердись надо мною; сними с меня тяжкое бремя греха и, как Милосердный, даруй мне слёзы умиления.

Не вниди со мною в суд, нося моя деяния, словеса изыскуя и исправляя стремления. Но в щедротах Твоих презирая моя лютая, спаси мя, Всесильне.

Не входи со мною в суд, взвешивая мои дела, исследуя слова и обличая стремления, но по Твоим щедротам, презирая мои злодеяния, спаси меня, Всесильный.

Покаяния время, прихожду Ти, Создателю моему: возьми бремя от мене тяжкое греховное и, яко благоутробен, даждь ми слезы умиления.

Время покаяния настало. К Тебе прихожу, моему Создателю; возьми с меня тяжкое бремя грехов, и, как Милосердный, даруй мне слёзы умиления.

Богатство душевное иждив грехом, пуст есмь добродетелей благочестивых, гладствуя же зову: милости подателю Господи, спаси мя.

Расточив в грехе духовное богатство, я чужд святых добродетелей, но, чувствуя голод, взываю: «Источник милости, Господи, спаси меня».

Притча о блудном сыне. Лк. 15:11-19. У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожкáми, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Марии Египетской. Приклоньшися Христовым Божественным законом, к Сему приступила еси, сладостей неудержимая стремления оставивши, и всякую добродетель всеблагоговейно, яко едину исправила еси.

Покорившись божественным заповедям Христа, ты предалась Ему, оставив необузданные стремления к удовольствиям, и все добродетели, как одну, исполнила со всем благоговением.

Троичен[4]. Пресущная Троице, во Единице покланяемая, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко благоутробна, даждь ми слезы умиления.

Пресущественная Троица, во Единице покланяемая (Которой мы покланяемся, как Единому существу), возьми от меня бремя тяжкое греховное, и как милосердная, даруй мне слезы умиления.

Богородичен[5]. Богородице, надежде и предстательство Тебе поющих, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко Владычица Чистая, кающася приими мя.

Богородица, надежда и защита Тебя воспевающих, возьми от меня бремя тяжкое греховное, и, как Владычица чистая, прими меня, кающегося.

ПЕСНЬ 2

Ирмос: Видите, видите, яко Аз есмь Бог, манну одождивый и воду из камене источивый древле в пустыни людем Моим, десницею единою и крепостию Моею.

Видите, видите, что Я — Бог, в древности ниспославший манну и источивший воду из камня народу Моему в пустыне — одним Своим всемогуществом.

Втор.32:39. Видите ныне, [видите,] что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей.

Исх.16:11–15. И сказал Господь Моисею, говоря: Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом – и узнаете, что Я Господь, Бог ваш. Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана; роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу.

Исх.17:5–6. И сказал Господь Моисею… вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских.

Мужа убих, глаголет, в язву мне и юношу в струп, Ламех рыдая вопияше; ты же не трепещеши, о душе моя, окалявши плоть и ум осквернивши.

“Я убил мужа, — взывал сетуя Ламех, — в язву себе, и юношу — в струп (рану) себе;” ты же, душа моя, не трепещешь, осквернив тело свое и помрачив ум свой.

Ламех — потомок Каина от одной из его сестер. Известен тем, что взял себе две жены, а также совершил убийство вслед за своим предком — первым человеком-убийцей.

Быт. 4:19, 23–24. И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла]. И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.

Столп умудрила еси создати, о душе, и утверждение водрузити твоими похотьми, аще не бы Зиждитель удержал советы твоя и низвергл на землю ухищрения твоя.

Ты замыслила, душа, построить башню и воздвигнуть твердыню своими вожделениями; но Творец обуздал замыслы твои и поверг на землю твои построения.

В данном тропаре вспоминается важнейший эпизод из рассказа о ветхозаветном человечестве в книге Бытия (Быт.11:1–9) – строительство вавилонской башни (столпа). Согласно библейскому повествованию, потомки Ноя говорили на одном языке и поселились в долине Сеннаар. Здесь они начали строительство города и башни, «высотою до небес, сделаем себе имя, – говорили они, – прежде нежели рассеемся по лицу всей земли». Однако строительство было пресечено Господом, Который «смешал языки». Люди, переставшие понимать друг друга, прекратили строительство и рассеялись по земле. В христианской традиции Вавилонская башня – символ, во-первых, гордыни людей, считающих возможным своими силами достичь неба и имеющих в качестве главной цели «сделать себе имя», и, во-вторых, неизбежности наказания за это и тщеты человеческого разума, не освященного Божественной благодатью.

О како поревновах Ламеху, первому убийце, душу, яко мужа, ум, яко юношу, яко брата же моего, тело убив, яко Каин убийца, любосластными стремленьми.

О, как уподобился я древнему убийце Ламеху, убив душу, как мужа, ум — как юношу, и подобно убийце Каину — тело мое, как брата, сластолюбивыми стремлениями.

Каин и Авель — два сына Адама и Евы. Когда оба брата принесли жертву Богу, Господь не принял жертвы Каина, потому что она была принесена не от чистого сердца. Но Каин не покаялся, а стал завидовать брату, жертва которого была угодна Богу и принята Им. Обманом Каин заманил Авеля в поле и убил его, став первым на земле убийцей.

Быт.4:6–12. И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

Ламех — потомок Каина от одной из его сестер. Известен тем, что взял себе две жены, а также совершил убийство вслед за своим предком — первым человеком-убийцей.

Быт.4:19, 23–24. И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла]. И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.

Одожди Господь от Господа огнь иногда на беззаконие гневающее, сожег содомляны; ты же огнь вжегла еси геенский, в немже имаши, о душе, сожещися.

Господь некогда пролил дождем огонь от Господа, попалив неистовое беззаконие содомлян; ты же, душа, разожгла огонь геенский, в котором должна будешь гореть.

Содомляны — жители Содома, одного из пяти городов в районе Мертвого моря, которые около ХХ века до Р.Х. были разрушены Господом за греховную жизнь.

Быт.19:24–25. И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли.

Геенна – обозначение в Священном Писании места наказания грешников, соответствующее понятию ада. Арамейский термин  (букв.- долина Хинном) восходит к евр.   («к долине Енномовой»), сокращенной форме от      («перед долиною сына Еннома») или      («на долине сыновей Еннома»). Это наименование получила расположенная в южной части Иерусалима Енномова долина, где в эпоху правления иудейских царей Ахаза и Манассии совершались человеческие жертвоприношения (4 Цар 16:3; 21:6). Oколо 622 г. до Р. Х. иудейский царь Иосия уничтожил здесь языческие жертвенники (4 Цар 23:10). Позднее долина Енномова превратилась в свалку, где постоянно поддерживали огонь, на котором сжигали привозившийся из города мусор, а также трупы людей и животных. Дальнейшие проклятие и осуждение этого места в пророческой литературе (Иер 7:32; 19:6; ср.: Ис 31:9; 66:24) повлияли на то, что долина Хинном в апокалиптической литературе стала восприниматься как синоним огненной преисподней. Впоследствии название Геенна стало использоваться для обозначения адского огня последних времен. Это понимание термина легло в основу учения о Геенне в Новом Завете.

Уязвихся, уранихся, се стрелы вражия, уязвившия мою душу и тело; се струпи, гноения, омрачения вопиют, раны самовольных моих страстей.

Изранен я, изъявлён; вот стрелы врага, пронзившие душу мою и тело; вот раны, язвы и струпы вопиют об ударах самопроизвольных моих страстей.

Марии Египетской. Простерла еси руце твои к щедрому Богу, Марие, в бездне зол погружаемая: и якоже Петру человеколюбно, руку Божественную простре, твое обращение всячески иский.

Утопая в бездне зла, ты простерла, Мария, руки свои к Милосердному Богу, и Он, всячески ища твоего обращения, человеколюбиво подал тебе, как Петру, Божественную руку.

Троичен. Безначальная, несозданная Троице, нераздельная Единице, кающася мя приими, согрешивша спаси, Твое есмь создание, не презри, но пощади и избави мя огненнаго осуждения.

Безначальная, несозданная Троица, нераздельная Единица, кающегося меня прими, согрешившего спаси: Твое я создание, не презри, но пощади и избавь меня от огненного осуждения.

Богородичен. Пречистая Владычице, Богородительнице, Надеждо к Тебе притекающих и пристанище сущих в бури, Милостиваго и Создателя и Сына Твоего умилостиви и мне молитвами Твоими.

Пречистая Владычица, Богородительница, надежда прибегающих к Тебе и пристанище застигнутым бурей! Милостивого Творца и Сына Твоего на милость и ко мне преклони Твоими молитвами.

ПЕСНЬ 3

Ирмос: Утверди, Господи, на камени заповедей Твоих подвигшееся сердце мое, яко Един Свят еси и Господь.

Утверди, Господи, на камне Твоих заповедей поколебавшееся сердце мое, ибо Ты один свят и Господь.

Агаре древле, душе, египтяныне уподобилася еси, поработившися произволением и рождши новаго Исмаила, презорство.

Древней Агари египтянке уподобилась ты, душа, порабощенная своим произволом и родив нового Измаила — дерзость.

Арагь – служанка Сарры, которая, став наложницей Авраама, родила ему первого сына – Измаила (Быт.гл.16). Бездетная Сарра в соответствии с существовавшим тогда обычаем предложила Аврааму «войти» к их вывезенной еще из Египта служанке Агари, чтобы затем усыновить детей от нее. Уже во время беременности Агарь, в надежде передать главенство в семье своему будущему ребенку, возгордилась и стала непочтительна к своей госпоже. В ответ Сарра с соизволения мужа начала притеснять Агарь, и та была вынуждена бежать в пустыню. В пустыне у источника ее нашел Ангел Господень, убедил смириться и дал ей обетование о сыне и о рождении от него многочисленного воинственного племени. В честь этой встречи источник был назван Беэр-лахай рои (источник Живаго, видящего меня). Возвратившись к Аврааму, Агарь родила ему сына, названного Измаилом. После того как 14 лет спустя у Сарры во исполнение обетований родился собственный сын Исаак, на пиру в день отнятия его от груди матери конфликт между госпожой и служанкой разгорелся вновь, и Авраам с благословения Бога удалил Агарь и Измаила из дома .

Быт.21:9–14. И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается [над ее сыном, Исааком], и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его [Измаила]. Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя; и от сына рабыни Я произведу [великий] народ, потому что он семя твое. Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее.

Иаковлю лествицу разумела еси, душе моя, являемую от земли к Небесем: почто не имела еси восхода тверда, благочестия.

Ты знаешь, душа моя, о лестнице с земли до небес, показанной Иакову: почему же ты не избрала безопасного восхода — благочестия?

Иаков – один из ветхозаветных патриархов, сын Исаака и Ревекки, родоначальник 12 колен Израилевых. От Бога получил также другое имя – Израиль, которое распространилось на всех его потомков.

Спасаясь бегством от своего брата Исава, Иаков направляется из Вирсавии в Харран. Во время одной из ночных стоянок по пути Иаков видит во сне лестницу между землей и небом и ангелов Божиих, которые восходят и нисходят по ней. С вершины лестницы Господь, обращаясь к Иакову, обещает вернуть его в землю, на которой он лежит, и дать ее в наследие ему и его потомству, а также во всем сохранять его. Проснувшись, Иаков называет это место Вефиль (дом Божий) и приносит обет, что в случае благополучного возвращения в отчий дом камень, на котором он спал и который он, помазав, поставил памятником, станет домом Божиим, а также что он принесет Богу десятую часть от всего, что Тот дарует ему.

(Быт.28:12–17). <Иаков> увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные.

Священника Божия и царя уединена, Христово подобие в мире жития, в человецех подражай.

Подражай священнику Божию и царю одинокому Мелхиседеку, образу жизни Христа среди людей в мире.

Мелхиседек (евр. «царь праведности) – упоминаемый в книге Бытия царь Салима (Иерусалима) и «священник Бога Всевышнего» (Быт. 14:18–20), о его происхождении и дальнейшей судьбе ничего не известно. Он встречает Авраама, возвращавшегося из удачного военного похода, выносит ему хлеб и вино (обычно это трактуется как прообраз новозаветного таинства Евхаристии) и благословляет именем «Бога Всевышнего»; Авраам, в свою очередь, отдает ему десятую часть всего, и этим поступком признает старшинство Мелхиседека над собой, его более высокий духовный ранг.

В пророческом мессианском псалме 109 и Послании к Евреям Мелхиседек, его таинственное священство по особому чину и соединение этого священнического служения с царским достоинством, видится прообраз Христа, священство Которого превосходит старый ветхозаветный порядок и священство Аарона и его потомков.

Быт.14:17–20. Когда он <Авраам> возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним… Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего.

Евр.7:1–3. Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, – во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.

Обратися, постени душе окаянная, прежде даже не приимет конец жития торжество: прежде даже дверь не заключит чертога Господь.

Обратись и воздыхай, несчастная душа, прежде нежели кончится торжество жизни, прежде чем Господь затворит дверь брачного чертога.

Притча о десяти девах. Мф. 25:1-13. Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

Не буди столп сланый, душе, возвратившися вспять, образ да устрашит тя содомский, горе в Сигор спасайся.

Не сделайся соляным столпом, душа, обратившись назад, да устрашит тебя пример содомлян; спасайся на гору в Сигор.

Содом — один из пяти городов в Сиддимской долины районе Мертвого моря, которые около ХХ века до Р.Х. были разрушены Господом за греховную жизнь. Жители городов-государств Содом, Аморра (Гоморра), Адма, Сигор (Цоар) и Севоим (Цвоим), помимо других преступлений, отличались большой развращенностью.

Лот — племянник Авраама, который, пожелав отделиться от патриарха со своими стадами, пришел в крайнюю бедность и вынужден был поселиться у ворот города Содома, где селились бедняки.

Согласно повествованию в книге Бытия (главы 18–19), Господь в образе трех странников пришел к праведному Аврааму, чтобы возвестить ему о рождении у Авраама долгожданного сына, а также чтобы испытать Своего праведника — пожалеет ли он жителей Содома и Гоморры? Авраам проявил милосердие и просил Господа помиловать города, если во всех них найдется хотя бы десять праведников.

Однако, когда два из трех странников, явившихся Аврааму, пришли в Содом, все жители, от мала до велика, собрались вокруг них, желая причинить им зло. Праведным оказался только один житель города — Лот. Господь вывел семейство Лота из Содома, а на всю окрестность излил серу с огнем. До сих пор эта местность в районе Мертвого моря свидетельствует о произошедшей здесь когда-то природной или сверхъестественной катастрофе.

Сигор («малый») — город-государство Сиддимской долины, ближайший к Содому, который Господь пощадил ради Лота.

Быт.19:20–23. Вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, – он же мал; и сохранится жизнь моя [ради Тебя]. И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь; поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор.

Ни жена Лота, ни его дочери не оказались праведными и достойными спасения. Жена Лота ослушалась просьбы Господа не оглядываться. Она оглянулась, чтобы из простого любопытства посмотреть на гибель тысяч людей, а возможно, и сожалея об оставленном полюбившемся ей развратном Содоме. И то, и другое свидетельствовало о ее греховности. Она обратилась в соляной столп — возможно, по той причине, что все остановившее свое движение в момент катастрофы мгновенно покрывалось солью и пеплом и застывало.

Быт.19:26. Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом.

После своего чудесного спасения дочери Лота вели себя так же развратно, как и все жители Содома. Их потомками стали проклятые Богом народы.

Моления, Владыко, Тебе поющих не отвержи, но ущедри, Человеколюбче, и подаждь верою просящим оставление.

Не отвергни, Владыко, моления воспевающих Тебя, но умилосердись Человеколюбец, и просящим с верою даруй прощение.

Троичен. Троице простая, несозданная, безначальное естество, в Троице певаемая Ипостасей, спаси ны, верою покланяющияся державе Твоей.

Троица простая (несоставная), несозданная, безначальное существо, воспеваемая в трех Лицах, спаси нас, с верою поклоняющихся могуществу Твоему.

Богородичен. От Отца безлетна Сына в лето, Богородительнице, неискусомужно родила еси, странное чудо, пребывши Дева доящи.

От Отца вне времени рожденного Сына Ты, Богородительница, не познав мужа, во времени родила, и – дивное чудо: питая молоком, пребыла Дева.

ПЕСНЬ 4

Ирмос. Услыша пророк пришествие Твое, Господи, и убояся, яко хощеши от Девы родитися и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух Твой и убояхся, слава силе Твоей, Господи.

Услышал пророк о пришествии Твоем, Господи, и устрашился, что Тебе угодно родиться от Девы и явиться людям, и сказал: «Услышал я весть о Тебе и устрашился; слава силе Твоей, Господи».

Ирмос написан на основе молитвы для пения пророка Аввакума (Авв.3:1–3). Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости. Бог от Фемана грядет и Святый – от горы Фаран (на ц/сл – из горы приосиненныя чащи. Святые отцы под этой горою разумели Богоматерь, осененную благодатью). Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля.

Время живота моего мало и исполнено болезней и лукавства, но в покаянии мя приими и в разум призови, да не буду стяжание, ни брашно чуждему, Спасе, Сам мя ущедри.

Время жизни моей кратко и исполнено огорчений и пороков, но прими меня в покаянии и призови к познанию истины, чтобы не сделаться мне добычею и пищей врага, Спаситель, умилосердись надо мною.

Пс.89:10. Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.

В этом нескольких последующих тропарей повторяется фраза «да не буду стяжание ни брашно чуждему», т.е. да не сделаюсь я добычей и пищей врага рода человеческого. Он чужой для нас, но он так стремится, чтобы мы ему усвоились, с ним породнились. «Роднят» нас с ним наши грехи и страсти, а избавляет от его власти – Господь, к Которому мы прибегаем в покаянии.

Царским достоинством, венцем и багряницею одеян, многоименный человек и праведный, богатством кипя и стады, внезапу богатства, славы царства, обнищав, лишися.

Человек, облеченный царским достоинством, венцом и багряницей, много имевший и справедливый, изобиловавший богатством и стадами, вдруг потерял богатство, славу и царство, сделавшись нищим.

Аще праведен бяше он и непорочен паче всех, и не убеже ловления льстиваго и сети; ты же грехолюбива сущи, окаянная душе, что сотвориши, аще чесому от недоведомых случится наити тебе?

Если он, будучи праведным и безукоризненным больше всех, не избежал козней и сетей обольстителя диавола, то что сделаешь ты, грехолюбивая несчастная душа, когда что-либо неожиданное постигнет тебя.

В этих тропарях речь идет о праведном Иове, ветхозаветном патриархе, история которого излагается в одноименной канонической ветхозаветной книге.

Иов был «непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла». Называется число его сыновей, дочерей, а также количество мелкого скота и других животных в имении, причем повторяются сакральные числа 7, 3, 5, выражающие идею совершенства, законосообразности, гармонической стабильности.

При встрече с сатаной Господь спрашивает: «...обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле...». Сатана возражает, что благочестие Иова корыстно, поскольку Бог охраняет его благосостояние; и если Бог не будет ограждать его от неприятностей, то кончится и преданность Иова. Господь позволяет сатане начать испытание, запрещая ему только посягать на личность праведника. Иов поочередно получает сообщения о гибели его ослов, овец и верблюдов вместе с пастухами и погонщиками, и, наконец, сыновей и дочерей. Иов раздирает на себе одежду, обривает голову в знак траура, повергается на землю и произносит: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!»

Сатана, вновь представ перед Богом, предлагает испытать самого Иова, его «кость» и «плоть». Бог опять дает согласие, требуя только, чтобы была сохранена жизнь праведника, и сатана наводит на Иова страшную болезнь – проказу. В Библии проказа воспринималась как наказание за грехи и называлась «бичом» и «перстом» Божьим. Больного объявляли нечистым, он должен был покинуть людей и удалиться в пустыню.

Иов.2:7–8. И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел [вне селения].  И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри.. Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими.

Про «сети обольстителя диавола»: «Авва Антоний говорил: «Видел я однажды все сети врага, распростертые по земле, и со вздохом сказал: “Кто же избегнет их?” Но услышал глас, говорящий мне: “Смиренномудрие”»[6].

Высокоглаголив ныне есмь, жесток же и сердцем, вотще и всуе, да не с фарисеем осудиши мя. Паче же мытарево смирение подаждь ми, Едине Щедре, Правосуде, и сему мя сочисли.

Высокомерен я ныне на словах, дерзок и в сердце, напрасно и тщетно; не осуди меня с фарисеем, но даруй мне смирение мытаря и к нему причисли, Один Милосердный и Правосудный.

Притча о мытаре и фарисее (Лк.18:10–14). Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, чтó приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Согреших, досадив сосуду плоти моея, вем, Щедре, но в покаянии мя приими и в разум призови, да не буду стяжание ни брашно чуждему, Спасе, Сам мя ущедри.

Знаю, Милосердный, согрешил я, осквернив сосуд моей плоти, но прими меня в покаянии и призови к познанию истины, чтобы не сделаться мне добычею и пищей врага; Сам, Ты, Спаситель, умилосердись надо мною.

Самоистукан бых страстьми, душу мою вредя, Щедре, но в покаянии мя приими и в разум призови, да не буду стяжание ни брашно чуждему, Спасе, Сам мя ущедри.

Истуканом я сделал сам себя, исказив душу свою страстями, Милосердный; но прими меня в покаянии и призови к познанию истины, чтобы не сделаться мне добычею и пищей врага; Сам Ты, Спаситель, умилосердись надо мною.

Не послушах гласа Твоего, преслушах Писание Твое, Законоположника, но в покаянии мя приими и в разум призови, да не буду стяжание ни брашно чуждему, Спасе, Сам мя ущедри.

Не послушал я голоса Твоего, нарушил Писание Твое, Законодатель; но прими меня в покаянии и призови к познанию истины, чтобы не сделаться мне добычею и пищей врага; Сам, Ты, Спаситель, умилосердись надо мною.

Марии Египетской. Великих безместий во глубину низведшися, неодержима была еси, но востекла еси помыслом лучшим, к крайней деяньми яве добродетели преславно, ангельское естество Марие, удививши.

Мария, ты, погрузившись в пучину великих пороков, не погибла в ней, но высшим помыслом и деятельностью поднялась к совершенной добродетели, изумив этим Ангелов.

Троичен. Нераздельное Существом, неслитное Лицы богословлю Тя, Троическое Едино Божество, яко единоцарственное и сопрестольное, вопию Ти песнь великую, в вышних трегубо песнословимую.

Нераздельным по существу, неслитным в Лицах, богословлю Тебя, Троическое единое Божество, как имеющее единое царство и общий престол (соцарственное и сопрестольное); возглашаю тебе песнь великую, в небесных обителях троекратно воспеваемую.

«Великая песнь» - песня, которую воспевают Серафимы у престола Божия.

Ис.6:1–3. В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу, и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!

Богородичен. И раждаеши и девствуеши, и пребываеши обоюду естеством Дева: Рождейся обновляет законы естества, утроба же раждает, не раждающая. Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо елика хощет.

И рождаешь Ты, и остаешься Девой, в обоих случаях сохраняя по естеству девство: Рожденный Тобою обновляет законы природы, а девственное чрево рождает. Там, где хочет Бог, побеждается естества чин, ибо Он творит все, что только пожелает.

ПЕСНЬ 5

Ирмос. От нощи утренююща, Человеколюбче, просвети, молюся, и настави и мене на повеления Твоя, и научи мя, Спасе, творити волю Твою.

Молю, Человеколюбче, просвети меня от ночи бодрствующего, направляя меня Твоими повелениями, и научи меня, Спаситель, исполнять Твою волю.

Ис.26:9 Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде.

Пс.62:2. Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной.

Пс.118:35 Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее.

Низу сничащую подражай, о душе, прииди, припади к ногама Иисусовыма, да тя исправит, и да ходиши право стези Господни.

Подражай, душа, скорченной жене, приди, припади к ногам Иисуса, чтобы Он исправил тебя и ты могла ходить прямо по стезям Господним.

Лк.13:11–13. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

Аще и кладязь еси глубокий, Владыко, источи ми воду из пречистых Твоих жил, да, яко самаряныня, не ктому, пияй, жажду: жизни бо струи источаеши.

Если Ты — и глубокий колодец, Владыко, то источи мне струи из пречистых ребр Своих, чтобы я, как самарянка, испив, уже не жаждал, ибо Ты источаешь потоки жизни.

Из беседы Христа с самарянкой у колодца в г. Сихарь, Ин.4:13–14. Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

Силоам да будут ми слезы моя, Владыко Господи, да умыю и аз зеницы сердца и вижду Тя умно, Света превечна.

Силоамом да будут мне слезы мои, Владыко Господи, чтобы и мне омыть очи сердца и умственно созерцать Тебя, Предвечный Свет.

Исцеление слепорожденного Ин.9:6–7. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

Умные очи сердца – духовное зрение, видение Бога.

Прп. Исаак Сирин. Вера есть дверь таинств. Как телесные очи видят предметы чувственные, так вера духовными очами взирает на сокровенное. У нас два душевных ока, как говорят отцы, подобно тому, как два же телесных ока, но потребность видения не одна и та же в каждом из очей душевных. Одним оком видим тайны Божией славы, сокровенные в естествах, то есть силу и премудрость Божию и совечное промышление Божие о нас, постигаемое из величия управления нами, а подобно сему тем же оком созерцаем и небесные сослужебные нам чины. Другим же оком созерцаем славу святого естества Божия, когда благоволит Бог ввести нас в духовные таинства и в уме нашем отверзет море веры.

Еф. 1:16-18. …непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых…

Марии Египетской. Несравненным желанием всебогатая, Древу возжелевши поклонитися животному, сподобилася еси желания, сподоби убо и мене  улучити вышния славы.

С чистой любовию возжелав поклониться Древу Жизни, всеблаженная, ты удостоилась желаемого; удостой же и меня достигнуть высшей славы.

Троичен. Тя, Троице, славим, Единаго Бога: Свят, Свят, Свят еси, Отче, Сыне и Душе, Простое Существо, Единице присно покланяемая.

Тебя Троица, прославляем, Единаго Бога: Свят, Свят, Свят Ты, Отец, Сын и Дух, Простое Существо, Еди́ница, Которой всегда поконяются.

Богородичен. Из Тебе облечеся в мое смешение, нетленная, безмужная Мати Дево, Бог, создавый веки, и соедини Себе человеческое естество.

В Тебе, нетленная, не познавшая мужа Матерь-Дево, сотворивший мир Бог облекся в мой состав и соединил с Собою человеческую природу.

ПЕСНЬ 6

Ирмос. Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу, и услыша мя от ада преисподняго, и возведе от тли живот мой.

От всего сердца моего воззвал я к милосердному Богу, и Он услышал меня из ада преисподнего и спас жизнь мою от погибели.

Молитва пророка Ионы во чреве кита (Ион.2:3). К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой.

Аз есмь, Спасе, юже погубил еси древле царскую драхму; но вжег светильник, Предтечу Твоего, Слове, взыщи и обрящи Твой образ.

Я — драхма с царским изображением, которая в древности потеряна у Тебя, Спаситель, но, засветив светильник — Своего Предтечу, Слово, поищи и найди Свой образ.

Дабы подчеркнуть безмерную любовь и милосердие Божие к человеку и значение крестной жертвы Спасителя, преподобный Андрей неоднократно обращается к евангельской притче о потерянной драхме (Лк.15: 8–10).

В притче радость ангелов на небесах о кающихся грешниках уподобляется радости женщины, которая, потеряв мелкую монетку, бросает все свои дела, зажигает свечку, берет веник и начинает мести по углам, искать, она тратит свое время и наконец находит пропавшую монетку. Тогда она зовет соседок, чтобы порадоваться и отпраздновать с ними находку. Господь пришел в мир ради этой маленькой монетки, то есть падшего человека. И не только в мир пришел Иисус Христос, но, как мы знаем из богослужебных текстов Великой субботы, сошел в преисподнюю земли, где в ожидании Его томились умершие: «На землю сшел еси, да спасеши Адама, и на земли не обрет сего Владыко, даже до ада снизшел еси ищай».

Сравнение человека с «царской драхмой» тоже символично: как на монете в процессе изготовления выдавливается изображение царя, кесаря, так и на лице человека, посвятившего свою жизнь служению Богу и борьбе со страстями, проступает образ Божий, человек преображается, о чем мы знаем по житиям многих христианских подвижников, например преподобного Серафима Саровского.

Лк.15:8–10. Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи́ и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

Предтеча Господень – Иоанн Креститель, последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию-Спасителя.

Мк. 1:1-8. Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

Востани и побори, яко Иисус Амалика, плотския страсти, и гаваониты, лестныя помыслы, присно побеждающи.

Восстань и побеждай плотские страсти, как Иисус Амалика, всегда побеждая и гаваонитян — обольстительные помыслы.

Иисус Навин — предводитель израильтян на пути в Землю Обетованную во время исхода из Египта. После смерти пророка Моисея возглавил священную войну израильтян против нечестивых языческих племен, населявших Палестину.

Амалик, амаликитяне — народность, с древних времен занимавшая земли между Синайским полуостровом и юго-западной частью Палестины, до границ Египта и Аравии. Амаликитяне напали на израильтян во время их исхода из Египта.

Исх.17:8–13. И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме. Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей [сильных] и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей. И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и [пошел] сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча.

Гаваониты — жители палестинского языческого города Гаваона, который Господь повелел уничтожить израильтянам под предводительством Иисуса Навина за беззакония. Узнав об этом грозном повелении, хитрые гаваонитяне пришли в израильский стан под видом нищих странников из далеких земель и заставили израильтян поклясться Богом, что те их не тронут. Когда евреи узнали, что на самом деле эти люди — жители Гаваона, то уже не могли причинить им вреда, так как дали клятву. Израильтяне оставили гаваонитян в стане в качестве слуг — заставили их носить воду и колоть дрова.

Марии Египтской. Да страстей пламень угасиши, слез капли источила еси присно Марие, душею распаляема, ихже благодать подаждь и мне, твоему рабу.

Чтобы угасить пламень страстей, ты, Мария, пылая душою, непрестанно проливала потоки слез, преизобилие которых дай и мне, рабу твоему.

Марии Египетской. Безстрастие небесное стяжала еси, крайним на земли житием мати. Темже тебе поющим, страстей избавитися молитвами твоими, молися.

Возвышеннейшим образом жизни на земле ты, матерь, приобрела небесное бесстрастие; поэтому ходатайствуй, чтобы воспевающие тебя избавились от страстей твоими молитвами.

Троичен. Троица есмь проста, нераздельна, раздельна Личне, и Единица есмь Естеством соединена, Отец глаголет, и Сын, и Божественный Дух.

«Я – Троица несоставная, нераздельная, раздельная в Лицах, и Еди́ница, соединенная в существе», – Отец возглашает, и Сына, и Божественный Дух.

Богородичен. Утроба Твоя Бога нам роди, воображена по нам: Егоже яко Создателя всех, моли Богородице, да молитвами Твоими оправдимся.

Чрево Твое родило нам Бога, принявшего наш образ; Его, как создателя всего мира, моли, Богородица, чтобы нам по молитвам Твоим получить оправдание.

После шестой песни канона хор поются кондак и икос. Этот текст – позднейшая вставка и не принадлежит перу Андрея Критского, а является первой строфой (проимием) и первым икосом кондака преподобного Романа Сладкопевца, предназначенного для Великой пятницы.

Кондак, глас 6:

Душе моя, душе моя, востани, что спиши? конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй.

Душа моя, душа моя, восстань, что спишь? Конец приближается, и придешь ты в смятение; пробудись же, чтобы пощадил тебя Христос Бог, везде сущий и все наполняющий.

ПЕСНЬ 7

Ирмос. Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам; но не предаждь нас до конца, отцев Боже.

Мы согрешили, жили беззаконно, неправо поступали пред Тобою, не сохранили, не исполнили, что Ты заповедал нам; но не оставь нас до конца, Боже отцов.

Исчезоша дние мои, яко соние востающаго; темже, яко Езекия, слезю на ложи моем, приложитися мне летом живота. Но кий Исаия предстанет тебе, душе, аще не всех Бог?

Прошли мои дни, как сон пробудившегося; посему я плачу на своем ложе подобно Езекии, чтобы продлились годы моей жизни; но какой Исаия поможет тебе, душа, если не Бог всех?

Езекия – царь Иудеи, из династии дома Давида. Воспитавшись под влиянием пророка Исайи, Езекия «...делал... угодное в очах Господних»: провел религиозную реформу, боролся за политическую независимость от Ассирии. Религиозную реформу Езекия начал с открытия храмовых ворот, служивших символом божественного присутствия, которые были закрыты нечестивым царем Ахазом. Боролся с языческими культами, уничтожал места служения жрецов. Народ, воодушевленный проповедью и поступками царя, ниспроверг идольские жертвенники в поток Кедрон (2 Пар 30:14), что ознаменовало дальнейшее обращение всей еврейской общины к Богу. Реформа продолжилась восстановлением священнических черед, установленных еще Давидом, и служения хоров левитов. Езекия выступает за возобновление завета народа с Богом. Восстанавливая храмовое богослужение, он заново освятил жертвенник и святилище, при этом все действия священников совершались по приказанию царя. Осуществляя религиозную реформу, Езекия как духовный лидер народа провозглашал волю Господню и поступал «по словам Господа».

Езекия был инициатором установления централизованного празднования пасхи в Иерусалиме, на которое созывалась вся земля Израильская и Иудея (2Пар.30:5).

Исайя – ветхозаветный пророк (родился ок. 765 г. до Р.Х.), автор названной его именем книги. Он проповедовал во время правления иудейских царей Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии.

Ис.38:1–6. В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь. Тогда Езекия отворотился лицем к стене и молился Господу, говоря: «о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно. И было слово Господне к Исаии, и сказано: пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей и защищу город сей.

Припадаю Ти и приношу Тебе, якоже слезы, глаголы моя: согреших, яко не согреши блудница, и беззаконновах, яко иный никтоже на земли. Но ущедри, Владыко, творение Твое и воззови мя.

Припадаю к Тебе и приношу Тебе со слезами слова мои: согрешил я, как не согрешила блудница, и жил в беззакониях, как никто другой на земле; но умилосердись, Владыка, над созданием Своим и восстанови меня.

Погребох образ Твой и растлих заповедь Твою, вся помрачися доброта, и страстьми угасися, Спасе, свеща. Но, ущедрив, воздаждь ми, якоже поет Давид, радование.

Затмил я Твой образ и нарушил Твою заповедь; вся красота помрачилась во мне и светильник погас от страстей; но смилуйся, Спаситель, и подай мне, по слову Давида, веселье.

Мф.5:14–15. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

Пс.50:14. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

Обратися, покайся, открый сокровенная, глаголи Богу, вся ведущему: Ты веси моя тайная, едине Спасе. Но Сам мя помилуй, якоже поет Давид, по милости Твоей.

Обратись, покайся, открой сокровенное, скажи Богу Всеведующему: «Спаситель, Ты один знаешь мои тайны, но Сам помилуй меня, как поет Давид, по Твоей милости».

Пс.50:3. Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.

Марии Египетской. Возопивши ко Пречистей Богоматери, первее отринула еси неистовство страстей, нужно стужающих, и посрамила еси врага запеншаго, но даждь ныне помощь от скорби, и мне, рабу твоему.

Воззвав к Пречистой Богоматери, ты обуздала неистовство страстей, прежде жестоко свирепствовавших, и посрамила врага-обольстителя; даруй же ныне помощь в скорби и мне, рабу Твоему.

Марии Египетской. Егоже возлюбила еси, Егоже возжелела еси, Егоже ради плоть изнурила еси преподобная, моли ныне Христа о рабех: яко да милостив быв всем нам, мирное состояние дарует почитающим Его.

Кого ты возлюбила, Кого избрала, для Кого изнуряла плоть, Преподобная, Того, Христа, моли ныне о рабах твоих, чтобы Он по Своей милости ко всем нам даровал мирное состояние почитающим Его.

Троичен. Троице простая, нераздельная, единосущная, и Естество едино, Светове, и Свет, и Свята три, и едино Свято поется Бог Троица: но воспой, прослави, Живот и Животы, душе, всех Бога.

Троица простая, нераздельная, единосущая и одно естество, Светы и Свет, и три Святые и одно Святое (Святые три и одно Святое) поется Бог – Троица; воспой же и ты, душа, прославь Жизнь и Жизни – всех Бога.

Богородичен. Поем Тя, благословим Тя, покланяемся Ти Богородительнице, яко нераздельныя Троицы породила еси единаго Христа Бога и Сама отверзла еси нам сущим на земли небесная.

Воспеваем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, Богородительница, ибо Ты родила Одного из нераздельной Троицы, Христа Бога, и Сама открыла для нас, живущих на земле, небесные обители.

ПЕСНЬ 8

Ирмос. Егоже воинства Небесная славят, и трепещут Херувими и Серафими, всяко дыхание и тварь, пойте, благословите и превозносите во вся веки.

Кого прославляют воинства небесные и трепещут Херувимы и Серафимы, Того воспевайте все существа и творения, благословляйте и превозносите во вся веки.

Песнь трех вавилонских отроков (Дан.3: 57–61) Благословите, все дела Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, Ангелы Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, все силы Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки. См. также Ис.6:1–3.

Слезную, Спасе, сткляницу яко миро истощавая на главу, зову Ти, якоже блудница, милости ищущая, мольбу приношу и оставление прошу прияти.

Изливая сосуд слез, как миро на голову, Спаситель, взываю к Тебе, как ищущая милости блудница; приношу моление и прошу о получении мне прощения.

Мф.26:6–7. Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.

Мк.14:3. И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, – пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.

Лк.7:37–38. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.

Аще и никтоже, якоже аз, согреши Тебе, но обаче приими и мене, благоутробне Спасе, страхом кающася и любовию зовуща: согреших Тебе Единому, помилуй мя, Милостиве.

Хотя никто не согрешил пред Тобою, как я, но, милосердный Спаситель, прими меня, кающегося со страхом и с любовию взывающего: «Я согрешил пред Тобою одним, помилуй меня, Милосердный».

Пощади, Спасе, Твое создание и взыщи, яко Пастырь, погибшее, предвари заблуждшаго, восхити от волка, сотвори мя овча на пастве Твоих овец.

Пощади, Спаситель, создание Свое и, как Пастырь, отыщи потерянного, возврати заблудшего, отними у волка и сделай меня агнцем на пастбище Твоих овец.

Ин.10:11–14 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

Пс.118:176. Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл.

Егда, Судие, сядеши, яко благоутробен, и покажеши страшную славу Твою, Спасе, о каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего.

Когда Ты, Милосердный, воссядешь, как Судия, и откроешь грозное величие Свое, Спаситель, о, какой ужас тогда: печь будет гореть и все трепетать пред неумолимым судом.

Мф.25:31–46. Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в мýку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Марии Египетской. Света незаходимаго Мати, тя просветивши, от омрачения страстей разреши. Темже вшедши в духовную благодать, просвети Марие, тя верно восхваляющия.

Матерь незаходимого Света-Христа, просветив тебя, освободила от мрака страстей; поэтому, приняв благодать Духа, просвети, Мария, искренне прославляющих тебя.

Марии Египетской. Чудо ново видев, ужасашеся божественный в тебе воистинну мати Зосима: ангела бо зряше во плоти, и ужасом весь исполняшеся, Христа поя во веки

Увидев в тебе, Матерь, поистине новое чудо, святой Зосима удивился, ибо увидел ангела во плоти, и весь преисполнился изумлением, воспевая Христа во веки.

Троичен. Безначальне Отче, Сыне собезначальне, Утешителю Благий, Душе Правый: Слова Божия Родителю, Отца безначальна Слове, Душе живый и зиждай, Троице Единице помилуй мя.

Безначальный Отче, Собезначальный Сын, Утешитель Благий, Дух Правый, Родитель Слова Божия, Безначальное Слово Отца, Дух, Животворящий и Созидающий, Троица Единая, помилуй меня.

Богородичен. Яко от оброщения червленицы Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася: темже Богородицу воистинну Тя почитаем.

Как бы от окрашивания пурпурной краской, Пречистая, мысленная порфира – плоть Эммануила – внутри Твоего чрева соткалась; поэтому мы Тебя, истинную Богородицу, почитаем.

ПЕСНЬ 9

Ирмос. Безсеменнаго зачатия Рождество несказанное, Матере безмужныя нетленен Плод, Божие бо рождение обновляет естества. Темже Тя вси роди, яко Богоневестную Матерь, православно величаем.

Неизъяснимо рождение от бессеменного зачатия; нетленен плод Матери безмужной, ибо рождение Бога обновляет природу. Поэтому Тебя, как Богоневесту-Матерь, мы, все роды, православно величаем.

Умилосердися, спаси мя, Сыне Давидов, помилуй, беснующияся словом исцеливый, глас же благоутробный, яко разбойнику, мне рцы: аминь, глаголю тебе, со Мною будеши в раи, егда прииду во славе Моей.

Умилосердись, спаси и помилуй меня, Сын Давидов, словом исцелявший беснующихся, и скажи, как разбойнику, милостивые слова: истинно говорю тебе, со Мною будешь в раю, когда приду Я в славе Моей.

Сын Давидов – одно из наименований Иисуса Христа, многократно встречающееся в Новом Завете, призванное подчеркнуть, что Иисус был потомком («сын») по плоти царя Давида, с пришествием Которого исполнились многочисленные обетования, связанные с именем Давида.

Мф. 1:1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

Ин. 7:42 Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?

Проф. А. П. Лопухин. Толковая Библия. «Истинный Христос, или Мессия, должен был происходить от евреев (быть семенем Авраама) и был немыслим для них, если не происходил от Давида и от Авраама. Из некоторых евангельских мест видно, что иудеи не только подразумевали происхождение Христа – Мессии от Давида, но и рождение Его в том самом городе, где родился Давид (см. Мф. 2:6). Евреи не признали бы Мессией такого человека, который не происходил от Давида и Авраама. Этим праотцам даны были обетования о Мессии. А евангелист Матфей писал свое Евангелие прежде всего, несомненно, для евреев. «Ничего не могло быть приятнее для иудея, как сказать ему, что Иисус Христос был потомок Авраама и Давида» (свт. Иоанн Златоуст). Пророки пророчествовали о Христе как о сыне Давидовом, например, Исаия (Ис. 9:7, 55:3), Иеремия (Иер. 23:5), Иезекииль (Иез. 34:23, 37:25), Амос (Ам. 9:11) и др. Поэтому, сказав о Христе, или Мессии, евангелист тотчас же говорит, что Он был Сын Давида, Сын Авраама, – Сын в смысле потомок, – так часто у евреев.»

В этом тропаре опять упоминается исцеление дочери Хананеянки, многочисленные исцеления Христом бесноватых и слова, сказанные Им на Кресте благоразумному разбойнику.

Лк.23:43. И сказал ему <разбойнику> Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Разбойник оглаголоваше Тя, разбойник богословяше Тя: оба бо на кресте свисяста. Но, о Благоутробне, яко верному разбойнику Твоему, познавшему Тя Бога, и мне отверзи дверь славнаго Царствия Твоего.

Оба разбойника висели на кресте, один поносил Тебя, а другой исповедал Тебя Богом; но, Многомилостивый, открой и мне дверь славного Твоего царства, как уверовавшему разбойнику, познавшему в Тебе Бога.

Лк.23:39–42. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!

Тварь содрогашеся, распинаема Тя видящи, горы и камения страхом распадахуся, и земля сотрясашеся, и ад обнажашеся, и соомрачашеся свет во дне, зря Тебе, Иисусе, пригвождена ко Кресту.

Тварь содрогалась, видя Тебя распинаемым, горы и камни от ужаса распадались и колебалась земля, преисподняя пустела, и свет среди дня помрачался, взирая на Тебя, Иисус, плотию ко кресту пригвожденного.

Мф.27:50–53. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.

Лк.23:44–46. Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.

Достойных покаяния плодов не истяжи от мене, ибо крепость моя во мне оскуде; сердце мне даруй присно сокрушенное, нищету же духовную: да сия Тебе принесу яко приятную жертву, едине Спасе.

Достойных плодов покаяния не требуй от меня, Единый Спаситель, ибо сила моя истощилась во мне; даруй мне всегда сокрушенное сердце и духовную нищету, чтобы я принес их Тебе, как благоприятную жертву.

Пс. 50:19-21. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския: тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой телцы.

Перевод.  Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Судие мой и Ведче мой, хотяй паки приити со ангелы судити миру всему, милостивным Твоим оком тогда видев мя, пощади и ущедри мя, Иисусе, паче всякаго естества человеча согрешивша.

Судия мой, знающий меня, когда опять придешь Ты с Ангелами, чтобы судить весь мир, тогда, обратив на меня милостивый взор, пощади, Иисусе, и помилуй меня, согрешившего более всего человеческого рода.

Мф. 24:27-31. Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.

Марии Египетской. Удивила еси всех странным житием твоим, ангелов чины, и человеков соборы, невещественно поживши, и естество прешедши: имже, яко невещественныма ногама вшедши Марие, Иордан прешла еси.

Ты удивила необычайною своею жизнью всех, как чины ангельские, так и человеческие сонмы, духовно пожив и превзошедши природу; поэтому, Мария, ты, как бесплотная, шествуя стопами, перешла Иордан.

Марии Египетской. Умилостиви Создателя о хвалящих тя, преподобная мати, избавитися озлоблений и скорбей окрест нападающих: да избавившеся от напастей, возвеличим непрестанно прославльшаго тя Господа.

Склони Творца на милость к восхваляющим тебя, преподобная матерь, чтобы нам избавиться от огорчений и скорбей, отовсюду нападающих на нас, чтобы, избавившись от искушений, мы непрестанно величали прославившего тебя Господа.

Андрею Критскому. Андрее честный, и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя: да избавимся вси гнева и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно.

Андрей досточтимый, отец преблаженный, пастырь Критский, не переставай молиться за воспевающих тебя, чтобы избавиться от гнева, скорби, погибели и бесчисленных прегрешений нам всем, искренно почитающим память твою.

Троичен. Троице единосущная, Единице триипостасная, Тя воспеваем, Отца славяще, Сына величающе и Духу покланяющеся, единому естеству воистинну Богу, Жизни же и живущему Царству безконечному.

Троица, единая по существу, Еди́ница трехличная, воспеваем Тебя, славя Отца, величая Сына и поклоняясь Духу, единому естеству, истинному Богу, Жизни и Живущему, бесконечному Царству.

Богородичен. Град Твой сохраняй Богородительнице Пречистая, в Тебе бо сей верно царствуяй, в Тебе и утверждается, и Тобою побеждаяй, побеждает всякое искушение, и пленяет ратники, и проходит послушание.

Град Твой сохраняй, Богородица Пречистая. Ибо под Твоей защитой с верой он царствует, и Тобой утверждается, и при Твоем содействии неотразимо побеждает всякое бедствие, и берет в плен врагов и держит их в подчинении.



[1] Использованы переводы: епископа Александра (Милеанта), Н. И. Кедрова, сщмч. Феофана Адаменко.

[2] Ирмос – краткое песнопение, исполняемое хором в начале каждой песни гимнографического канона; поэтический и мелодический образец для следующих за ним тропарей. Тропари канона совпадают с ирмосом по числу слогов, делению на певческие строки и ударениям (актуально на языке оригинала). По содержанию ирмос тесно связан с текстом соответствующей библейской песни, и, таким образом, является связующим звеном между библейской песнью и тропарями канона, чем обычно объясняют значение этого термина, происходящего от греч. εἴρω – соединять, нанизывать.

[3] Подробнее см. Н. В. Квливидзе. Агнец Божий. Православная Энциклопедия.

[4] Предпослений тропарь каждой песни канона, посвященный прославлению Пресвятой Троицы.

[5] Завершающий тропарь каждой песни канона, посвященный прославлению пресвятой Богородицы и содержательно не связанный с темой канона.

[6] Скитский патерик. Подробнее по теме – свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Том 1. Сети миродержца.