Великий покаянный канон. Среда

Великий канон среда

Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, читаемый на повечерии в среду первой недели Великого поста, с переводом на русский язык и комментариями. Также можно посмотреть и/или скачать в формате Word или PDF.

ПЕСНЬ 1

Церковнославянский текст

Русский перевод[1]

Ирмос[2]. Помощник и покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися.

Помощник и Покровитель явился мне ко спасению, Он Бог мой, и прославлю Его, Бога отца моего, и восхвалю Его, ибо Он возвеличился во славе.

Ирмос составлен из двух переставленных местами стихов благодарственной песни, которую воспели евреи после чудесного перехода через Чермное море (Исх. 15:1–2). Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его.

От юности, Христе, заповеди Твоя преступих, всестрастно небрегий, унынием преидох житие. Темже зову Ти, Спасе: поне на конец спаси мя.

С юности я нарушил заповеди Твои, Спаситель; всю жизнь провел в страстях, беспечности и нерадении. Поэтому взываю к Тебе, Спаситель, хотя при конце спаси меня.

Повержена мя, Спасе, пред враты Твоими, поне на старость не отрини мене во ад тща, но прежде конца, яко Человеколюбец, даждь ми прегрешений оставление.

Поверженного вред вратами Твоими, Спаситель, хотя в старости не низринь меня в ад, как невоздержного, но прежде конца даруй мне оставление прегрешений, как Человеколюбец.

Богатство мое, Спасе, изнурив в блуде, пуст есмь плодов благочестивых, алчен же зову: Отче щедрот, предварив, Ты мя ущедри.

Расточив богатство мое в распутстве, Спаситель, я чужд плодов благочестия, но, чувствуя голод, взываю: «Отец Милосердный, поспеши, и умилосердись надо мною».

Тропарь опять отсылает к притче о блудном сыне.

В разбойники впадый аз есмь помышленьми моими, весь от них уязвихся ныне и исполнихся ран, но, Сам ми представ, Христе Спасе, исцели.

По мыслям моим я тот человек, который попался разбойникам, теперь я весь изранен ими, покрыт язвами; но Ты Сам, Христе Спаситель, прийди и исцели меня.

Священник, мя предвидев, мимо иде, и левит, видя в лютых нага, презре, но, из Марии возсиявый, Иисусе, Ты, представ, ущедри мя.

Священник, заметив меня, прошел мимо; и Левит, видя меня в беде, обнаженного, презрел; но Ты, Иисусе, воссиявший от Марии, прийди и смилуйся надо мною.

В эти тропарях вспоминается евангельская притча о милосердном самарянине.

Лк. 10:30–35. Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

Марии Египетской. Ты ми даждь светозарную благодать от Божественнаго свыше промышления, избежати страстей омрачения, и пети усердно, твоего Марие жития, красная исправления.

Даруй мне, Мария, ниспосланную тебе свыше Божественным Промыслом светозарную благодать — избежать мрака страстей и усердно воспеть прекрасные подвиги твоей жизни.

Троичен[3]. Пресущная Троице, во Единице покланяемая, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко благоутробна, даждь ми слезы умиления.

Пресущественная Троица, во Единице покланяемая (Которой мы покланяемся, как Единому существу), возьми от меня бремя тяжкое греховное, и как милосердная, даруй мне слезы умиления.

Богородичен[4]. Богородице, надежде и предстательство Тебе поющих, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко Владычица Чистая, кающася приими мя.

Богородица, надежда и защита Тебя воспевающих, возьми от меня бремя тяжкое греховное, и, как Владычица чистая, прими меня, кающегося.

 

ПЕСНЬ 2

Ирмос. Вонми, небо, и возглаголю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго.

Внемли, небо, я возвещу и воспою Христа, пришедшего во плоти от Девы.

Стих из обличительной библейской песни пророка Моисея (Втор.32:1): «Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих», – соединен с новозаветным событием – Рождением Спасителя.

Поползохся, яко Давид, блудно и осквернихся, но омый и мене, Спасе, слезами.

От невоздержания, как Давид, я пал и осквернился, но омой и меня, Спаситель, слезами.

Давид — израильский царь, автор Псалтири, прародитель Спасителя мира. В этом тропаре канона вспоминается эпизод из жизни царя Давида, описанный во 2 книге Царств, 11-12 главах. Давид царь соблазнился красотой жены своего воина Урии — Вирсавии, и согрешил с ней. Когда она сообщила ему, что беременна, Давид послал Урию в опасное сражение, где тот был убит. Пророк Нафан обличил царя Давида, после этого царь покаялся. Плодом его покаяния стал 50-й псалом, читаемый ежедневно на богослужении. Вирсавия стала женой царя Давида. От их брака родился Соломон — последний царь единого Израильского царства.

Ни слез, ниже покаяния имам, ниже умиления. Сам ми сия, Спасе, яко Бог, даруй.

Ни слез, ни покаяния, ни умиления нет у меня; Сам Ты, Спаситель, как Бог, даруй мне это.

Погубих первозданную доброту и благолепие мое и ныне лежу наг и стыждуся.

Погубил я первозданную красоту и благообразие мое и теперь лежу обнаженным и стыжусь.

Дверь Твою не затвори мне тогда, Господи, Господи, но отверзи ми сию, кающемуся Тебе.

Не затвори предо мною теперь дверь Твою, Господи, Господи, но отвори ее для меня, кающегося Тебе.

Евангельская притча о десяти девах (Мф. 25:1–13): Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

Внуши воздыхания души моея и очию моею приими капли, Спасе, и спаси мя.

Внемли, Спаситель, стенаниям души моей, прими слезы очей моих и спаси меня.

Человеколюбче, хотяй всем спастися, Ты воззови мя и приими, яко благ, кающагося.

Человеколюбец, желающий всем спасения, Ты призови меня и прими, как Благой, кающегося.

1Тим.2:4: <Бог> хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Пречистая Богородице Дево, Едина Всепетая, моли прилежно, во еже спастися нам.

Пречистая Богородица Дева, единая, всеми воспеваемая, моли усердно, чтобы нам спастись.

Иный Ирмос: Видите, видите, яко Аз есмь Бог, манну одождивый и воду из камене источивый древле в пустыни людем Моим, десницею единою и крепостию Моею.

Видите, видите, что Я — Бог, в древности ниспославший манну и источивший воду из камня народу Моему в пустыне — одним Своим всемогуществом.

Втор.32:39. Видите ныне, [видите,] что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей.

Исх.16:11–15. И сказал Господь Моисею, говоря: Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом – и узнаете, что Я Господь, Бог ваш. Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана; роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу.

Исх.17:5–6. И сказал Господь Моисею… вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских.

Видите, видите, яко Аз есмь Бог, внушай, душе моя, Господа вопиюща, и удалися прежняго греха, и бойся, яко неумытнаго и яко Судии и Бога.

"Видите, видите, что Я есмь Бог!" Внимай, душа моя, Господу взывающему, и отступи от прежнего греха, и страшись Его как Отмстителя, и как Судии и Бога.

Кому уподобилася еси, многогрешная душе? токмо первому Каину и Ламеху оному, каменовавшая тело злодействы и убившая ум безсловесными стремленьми.

Кому уподобилась ты, многогрешная душа, как не первому Каину и тому же Ламеху, жестоко поразив тело злодеяниями и убив ум безрассудными стремлениями.

Быт.4:6–12. И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

Ламех — потомок Каина от одной из его сестер. Известен тем, что взял себе две жены, а также совершил убийство вслед за своим предком — первым человеком-убийцей.

Быт.4:19, 23–24. И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла].

И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.

Вся прежде закона претекши, о душе, Сифу не уподобилася еси, ни Еноса подражала еси, ни Еноха преложением, ни Ноя, но явилася еси убога праведных жизни.

Вспоминая всех, живших до закона, ты, душа, не уподобилась Сифу, не подражала Еносу, ни Еноху чрез переселение к Богу, ни Ною, но оказалась чуждою жизни праведных.

Сиф — сын Адама и Евы, прародитель всего ныне живущего человечества. Почитается Церковью в чине святых праотец.

Быт.4:25. И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.

Енос — сын Сифа и внук Адама, прославляется Церковью в лике святых праотец. Праведное поколение Еноса в книге Бытия противопоставляется греховному поколению Каина, описанному в предшествующих стихах. Также особенно отмечается рождение Еноса, потому что именно в его время люди «начали призывать имя Господа» (Быт.4:26). Этот стих сложен для истолкования, поскольку известно, что имя Господне было открыто древним евреям только во времена Моисея (Исх 3:13–15; Исх 6:3–4). Однако логическое ударение в нем поставлено не на откровении Божественного имени, а скорее на начале Его призывания во времена Еноса. Выражение «призывать имя Господне» многократно встречается в Ветхом Завете и всякий раз таким образом отмечается начало богослужения, в т. ч. совершение молитв и жертвоприношений. Поэтому, по мнению большинства исследователей, слова из Быт 4:26 указывают на установление регулярного богослужения во времена Еноса.

Енох – потомок Адама и Евы, ветхозаветный пророк и праотец, прадед Ноя. Ветхозаветный рассказ о Енохе отличается краткостью и таинственностью. Его жизнь значительно короче (только 365 лет) жизни его предков и потомков по линии Сифа; он благочестив – «ходил... пред Богом» (Быт.5:22); ничего не говорится о смерти Еноха, вместо этого сказано: «...и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт.5:24). В Новом Завете о Енохе упоминется в Послании к Евреям: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» (Евр.11:5). В раннехристианских толкованиях слов из Откровения Иоанна Богослова о не названных по имени двух свидетелях Господа, которые будут пророчествовать в конце времен, общим стало мнение, что речь идет о пророках Илии и Енохе: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище… Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их… И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города…» (Откр.11:3, 6–8).

Ной — ветхозаветный патриарх. В его время Господь решил наслать всемирный потоп на землю, чтобы истребить все грешное человечество. Из всех людей оказались праведными и спаслись от потопа только Ной и его семейство. Бог велел Ною и его сыновьям построить ковчег, в котором поместилось все семейство патриарха, а также представители тогдашней флоры и фауны (Быт.гл. 6–9).

Едина отверзла еси хляби гнева Бога Твоего, душе моя, и потопила еси всю, якоже землю, плоть, и деяния, и житие, и пребыла еси вне спасительнаго ковчега.

Ты одна, душа моя, отверзла бездны гнева Бога своего и потопила, как землю, всю плоть, дела и жизнь, и осталась вне спасительного ковчега.

Быт.7:10–12, 19–23. Чрез семь дней воды потопа пришли на землю. В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый [] день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей… И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись [все высокие] горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, – все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.

Марии Египетской. Всем усердием и любовию притекла еси Христу, первый греха путь отвращши, и в пустынях непроходимых питающися, и Того чисте совершающи Божественныя заповеди.

Оставив прежний путь греха, ты с всем усердием и любовью прибегла ко Христу, живя в непроходимых пустынях и в чистоте исполняя Божественные Его заповеди.

Троичен. Безначальная, несозданная Троице, нераздельная Единице, кающася мя приими, согрешивша спаси, Твое есмь создание, не презри, но пощади и избави мя огненнаго осуждения.

Безначальная, несозданная Троица, нераздельная Единица, кающегося меня прими, согрешившего спаси: Твое я создание, не презри, но пощади и избавь меня от огненного осуждения.

Богородичен. Пречистая Владычице, Богородительнице, Надеждо к Тебе притекающих и пристанище сущих в бури, Милостиваго и Создателя и Сына Твоего умилостиви и мне молитвами Твоими.

Пречистая Владычица, Богородительница, надежда прибегающих к Тебе и пристанище застигнутым бурей! Милостивого Творца и Сына Твоего на милость и ко мне преклони Твоими молитвами.

 

ПЕСНЬ 3

Ирмос: Утверди, Господи, на камени заповедей Твоих подвигшееся сердце мое, яко Един Свят еси и Господь.

Утверди, Господи, на камне Твоих заповедей поколебавшееся сердце мое, ибо Ты один свят и Господь.

Благословения Симова не наследовала еси, душе окаянная, ни пространное одержание, якоже Иафеф, имела еси на земли оставления.

Симова благословения не наследовала ты, несчастная душа, и не получила, подобно Иафету, обширного владения на земле — отпущения грехов.

Сим, Хам и Иафет — сыновья Ноя. Хам оскорбил отца, насмеявшись над ним, а Сим и Иафет проявили почтение и уважение. Узнав о содеянном, Ной благословляет Сима и Иафета и проклинает Ханаана, сына Хама и родоначальника ханаанеян, определив им рабский удел.

Быт.9:20–27. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.

От земли Харран изыди от греха, душе моя, гряди в землю, точащую присноживотное нетление, еже Авраам наследствова.

Удались, душа моя, от земли Харран — от греха; иди в землю, источающую вечно живое нетление, которую наследовал Авраам.

Авраама слышала еси, душе моя, древле оставльша землю отечества и бывша пришельца, сего произволению подражай.

Ты слышала, душа моя, как в древности Авраам оставил землю отеческую и сделался странником; подражай его решимости.

Авраам – ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен. «Отец всех верующих» (Рим.4:11; Гал 3:6–8). Книга Деяний святых апостолов говорит о том, что Бог явился Аврааму еще в Месопотамии, прежде переселения в Харран (Деян.7:2). Вместе со своим отцом Фаррой, племянником Лотом и женой Сарой он вышел из крупного по тем временам нижнемесопотамского города Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаан (Быт.11:31–32). Фарра, который, как и отцы Израилевы, служил иным богам, не дошел до Ханаанской земли и умер в Харране, 75-летнего же Авраама Господь призывает идти дальше и дает ему обетование о великом потомстве и благословении.

Быт.12:1–4. И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. И пошел Аврам, как сказал ему Господь.

У дуба Мамврийскаго учредив патриарх ангелы, наследствова по старости обетования ловитву.

Угостив Ангелов под дубом Мамврийским, патриарх на старости получил обетование, как добычу.

Бог неоднократно давал Аврааму обетование о происхождении от него многочисленного, сильного и великого народа: «…посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность», – однако его жена Сарра была неплодна. Благодаря своей вере Авраам уже в глубокой старости получает очередное подтверждение данного обетования. У дубравы Мамре Бог является ему в виде трех странников, которых Авраам и Сарра гостеприимно встретили, и обещает, что через год Сарра родит сына.

Быт.15:1–14. И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного… И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась»? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын.

Исаака, окаянная душе моя, разумевши новую жертву, тайно всесожженную Господеви, подражай его произволению.

Зная, бедная душа моя, как Исаак таинственно принесен в новую жертву всесожжения Господу, подражай его решимости.

Жертва «всесожжения» - одна из форм ветхозаветных жертв, когда жертвенное животное сжигалось на жертвеннике полностью, была широко распространена в древнем мире.

Исаак – ветхозаветный патриарх, сын Авраама, святой праотец. От Исаака произошли евреи и эдомитяне. Согласно книге Бытия, был долгожданным сыном престарелых родителей. Когда Исааку было около 30 лет, Бог повелел Аврааму принести своего сына в жертву. В те времена у язычников приносить в жертву своих детей считалось обычным делом: принесение в жертву сына-первенца являлось самой большой жертвой, которую мог принести божеству человек древнего Ближнего Востока в качестве последнего доказательства своей безусловной преданности. Поэтому Авраам не удивился, услышав от Бога такое повеление. Но Господь, напротив, хотел показать, что Он не желает таких жертв. Согласно библейскому рассказу (Быт. 22:1-19), Господь испытал Своих праведников, повелев Аврааму принести своего любимого сына Исаака «во всесожжение» «в земле Мория», «на одной из гор». Жертва должна была быть добровольной для обоих патриархов. Авраам, не колеблясь, повиновался. На третий день пути Авраам с Исааком взошли на указанное Богом место. Придя на место, Авраам «устроил жертвенник», связал Исаака, «положил его на жертвенник поверх дров» и уже занес над ним нож, когда явившийся с Небес Ангел остановил руку отца и указал на стоявшего невдалеке ягненка как на жертву, которую подобает приносить Богу. В награду за веру и покорность Авраама Господь подтвердил с клятвой данные ранее обетования: благословения, умножение потомства и благословения в семени Авраама всех народов земли.

Господь открылся как Бог милосердия и любви Своим праведникам после того, как Исаак доказал свою верность Богу готовностью умереть ради Него, а Авраам — готовностью принести в жертву долгожданного сына (Быт.22:1–19).

В библейском контексте жертвоприношение Исаака имеет параллели с пасхальными событиями. Во время исхода евреев из Египта Господь уничтожил всех первенцев (и у людей, и у скота) в Египетской земле (Исх 12:12). Исключением являются только первенцы евреев, спасенные от смерти кровью пасхального агнца (Исх 12:13), подобно тому как Исаак был заменен овном. С тех пор все первенцы у израильтян принадлежат Господу: первенцев скота приносят в жертву, место первенцев-детей на жертвеннике занимают, как и в истории с Исааком, жертвенные животные. Согласно более поздней традиции, первенцы-дети заменяются левитами (мужчинами из колена Левия), которых отдают на служение Господу (Числ 3:45). Т. о., жертвоприношение Исаака становится прообразом ветхозаветной Пасхи и тем самым в контексте Нового Завеьа – Пасхи новозаветной.

Исмаила слышала еси, трезвися, душе моя, изгнана, яко рабынино отрождение, виждь, да не како подобно что постраждеши, ласкосердствующи.

Ты слышала, душа моя, что Измаил был изгнан, как рожденный рабыней, бодрствуй, смотри, чтобы и тебе не потерпеть бы чего-либо подобного за сладострастие.

Арагь – служанка Сарры, которая, став наложницей Авраама, родила ему первого сына – Измаила (Быт.гл.16). Бездетная Сарра в соответствии с существовавшим тогда обычаем предложила Аврааму «войти» к их вывезенной еще из Египта служанке Агари, чтобы затем усыновить детей от нее. Уже во время беременности Агарь, в надежде передать главенство в семье своему будущему ребенку, возгордилась и стала непочтительна к своей госпоже. В ответ Сарра с соизволения мужа начала притеснять Агарь, и та была вынуждена бежать в пустыню. В пустыне у источника ее нашел Ангел Господень, убедил смириться и дал ей обетование о сыне и о рождении от него многочисленного воинственного племени. В честь этой встречи источник был назван Беэр-лахай рои (источник Живаго, видящего меня). Возвратившись к Аврааму, Агарь родила ему сына, названного Измаилом. После того как 14 лет спустя у Сарры во исполнение обетований родился собственный сын Исаак, на пиру в день отнятия его от груди матери конфликт между госпожой и служанкой разгорелся вновь, и Авраам с благословения Бога удалил Агарь и Измаила из дома .

Быт.21:9–14. И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается [над ее сыном, Исааком], и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его [Измаила]. Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя; и от сына рабыни Я произведу [великий] народ, потому что он семя твое. Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее.

Марии Египетской. Содержимь есмь бурею, и треволнением согрешений, но сама мя мати ныне спаси, и к пристанищу Божественнаго покаяния возведи.

Окружен я, матерь, бурею и сильным волнением согрешений, но ты сама ныне спаси меня и приведи к пристанищу Божественного покаяния.

Рабское моление и ныне преподобная принесши ко благоутробней молитвами твоими Богородице, отверзи ми Божественныя входы.

Усердное моление и ныне принеси, преподобная, к милосердной Богородице, и своими молитвами открой мне вход к Богу.

Троичен. Троице простая, несозданная, безначальное естество, в Троице певаемая Ипостасей, спаси ны, верою покланяющияся державе Твоей.

Троица простая (несоставная), несозданная, безначальное существо, воспеваемая в трех Лицах, спаси нас, с верою поклоняющихся могуществу Твоему.

Богородичен. От Отца безлетна Сына в лето, Богородительнице, неискусомужно родила еси, странное чудо, пребывши Дева доящи.

От Отца вне времени рожденного Сына Ты, Богородительница, не познав мужа, во времени родила, и – дивное чудо: питая молоком, пребыла Дева.

 

ПЕСНЬ 4

Ирмос. Услыша пророк пришествие Твое, Господи, и убояся, яко хощеши от Девы родитися и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух Твой и убояхся, слава силе Твоей, Господи.

Услышал пророк о пришествии Твоем, Господи, и устрашился, что Тебе угодно родиться от Девы и явиться людям, и сказал: «Услышал я весть о Тебе и устрашился; слава силе Твоей, Господи».

Ирмос написан на основе молитвы для пения пророка Аввакума (Авв.3:1–3). Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости. Бог от Фемана грядет и Святый – от горы Фаран (на ц/сл – из горы приосиненныя чащи. Святые отцы под этой горою разумели Богоматерь, осененную благодатью). Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля.

Тело осквернися, дух окаляся, весь острупихся, но яко врач, Христе, обоя покаянием моим уврачуй, омый, очисти, покажи, Спасе мой, паче снега чистейша.

Тело мое я осквернил, дух загрязнил, весь я изъязвлен, но Ты, Христос, как Врач, уврачуй и то и другое моим покаянием, омой, очисти, убели, яви чище снега, мой Спаситель.

            Пс.50:4, 9. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною… Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.

Тело Твое и кровь, распинаемый о всех, положил еси, Слове: тело убо, да мя обновиши, кровь, да омыеши мя. Дух же предал еси, да мя приведеши, Христе, Твоему Родителю.

Свое и Кровь, Слово, Ты принес в жертву за всех при распятии; Тело, чтобы воссоздать меня; Кровь, чтобы омыть меня, и Дух Ты предал, Христос, чтобы привести меня к Отцу Твоему.

Соделал еси спасение посреде земли, Щедре, да спасемся. Волею на древе распялся еси, Едем затворенный отверзеся, горняя и дольняя тварь, языцы вси спасени покланяются Тебе.

Посреди земли Ты устроил спасение, Милосердный, чтобы мы спаслись; Ты добровольно распялся на древе; Едем открылся, Тебе поклоняются небесные и земные и все спасенные народы.

Пс.73:12. Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!

Тропарь 6-го часа Великой пятницы: Спасение соделал еси посреде земли, Христе Боже, на Кресте пречистеи руце Твои простерл еси, собирая вся языки, зовущия: Господи, слава Тебе.

Да будет ми купель кровь из ребр Твоих, вкупе и питие, источившее воду оставления, да обоюду очищаюся, помазуяся и пия, яко помазание и питие, Слове, животочная Твоя словеса.

Из бока Твоего кровь и вместе вода, источившая оставление грехов, да будет мне омовением и питием, чтобы мне тем и другим очищаться, помазуясь и напояясь животворными Твоими словами, как мазью и питием.

Чашу Церковь стяжа, ребра Твоя живоносная, из нихже сугубыя нам источи токи оставления и разума, во образ древняго и новаго, двоих вкупе заветов, Спасе наш.

Церковь приобрела себе Чашу в живоносном ребре Твоем, из которого проистек нам двойной поток оставления грехов и разумения, Спаситель наш, в образ обоих Заветов, Ветхого и Нового.

Ин.19:34. Но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

Евангелист Иоанн указывает на удивительное обстоятельство, имевшее место при прободении бока у Христа. Из раны причиненной ударом копья истекла (правильнее — выступила) кровь и вода. Об этом евангелист упоминает, во-первых, как о необыкновенном явлении, так как из тела умершего при проколе не вытекает кровь и вода, а, во-вторых, он хочет показать здесь, что смертью Христовою верующие получили кровь, очищающую от наследственного греха, и воду, являющуюся в Писании Ветхого Завета символом благодати Святого Духа (см., напр., Ис. 44:3). Последнюю мысль Иоанн повторяет и в первом своем послании, говоря, что Христос, как истинный Мессия-Искупитель пришел или выступил водою и кровью: «Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина» (1Ин. 5:6).

«Толкование символического значения раны, нанесенной Христу Лонгином, и излившейся из нее крови и воды восходит к Августину, – сообщает А. Майкапар. – Святая кровь и вода – это символы святых таинств – евхаристии и крещения, и как Ева была сотворена из ребра, изъятого у Адама, так и два главных христианских таинства излились из пронзенного копьем ребра Христа, Этого Нового Адама»[5]

Наг есмь чертога, наг есмь и брака, купно и вечери, светильник угасе, яко безъелейный, чертог заключися мне спящу, вечеря снедеся, аз же по руку и ногу связан, вон низвержен есмь.

Я лишен брачного чертога, лишен и брака, и вечери; светильник, как без елея, погас; чертог закрылся во время моего сна, вечеря окончена, а я, связанный по рукам и ногам, извержен вон.

Притча о десяти девах (Мф.25:1–13). Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

Притча о браке царского сына (Мф.22:2–14). Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти… Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войскá свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.

Троичен. Нераздельное Существом, неслитное Лицы богословлю Тя, Троическое Едино Божество, яко единоцарственное и сопрестольное, вопию Ти песнь великую, в вышних трегубо песнословимую.

Нераздельным по существу, неслитным в Лицах, богословлю Тебя, Троическое единое Божество, как имеющее единое царство и общий престол (соцарственное и сопрестольное); возглашаю тебе песнь великую, в небесных обителях троекратно воспеваемую.

«Великая песнь» - песня, которую воспевают Серафимы у престола Божия.

Ис.6:1–3. В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу, и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!

Богородичен. И раждаеши и девствуеши, и пребываеши обоюду естеством Дева: Рождейся обновляет законы естества, утроба же раждает, не раждающая. Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо елика хощет.

И рождаешь Ты, и остаешься Девой, в обоих случаях сохраняя по естеству девство: Рожденный Тобою обновляет законы природы, а девственное чрево рождает. Там, где хочет Бог, побеждается естества чин, ибо Он творит все, что только пожелает.

 

 

 

ПЕСНЬ 5

Ирмос. От нощи утренююща, Человеколюбче, просвети, молюся, и настави и мене на повеления Твоя, и научи мя, Спасе, творити волю Твою.

Молю, Человеколюбче, просвети меня от ночи бодрствующего, направляя меня Твоими повелениями, и научи меня, Спаситель, исполнять Твою волю.

Ис.26:9 Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде.

Пс.62:2. Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной.

Пс.118:35 Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее.

Яко тяжкий нравом, фараону горькому бых, Владыко, Ианни и Иамври, душею и телом, и погружен умом, но помози ми.

По упорству я стал как жестокий нравом фараон, Владыко, по душе и телу я — Ианний и Иамврий, и по уму погрязший, но помоги мне.

Ианний и Иамврий – египетские чародеи, старавшиеся при помощи волшебства повторить те чудеса, которые силой Божией сотворил Моисей, и тем вызвать у фараона недоверие к нему.

Исх.7:11–12, 8:18–19, 9:11. И призвал фараон мудрецов [Египетских] и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы. Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте. И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь. И не могли волхвы устоять пред Моисеем по причине воспаления, потому что воспаление было на волхвах и на всех Египтянах.

2Тим.3:8. Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере.

Калом смесихся, окаянный, умом, омый мя, Владыко, банею моих слез, молю Тя, плоти моея одежду убелив яко снег.

Загрязнил я, несчастный, свой ум; но молю Тебя, Владыка, омой меня в купели моих слёз и убели, как снег, одежду моей плоти.

Пс. 50:9 Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.

Аще испытаю моя дела, Спасе, всякаго человека превозшедша грехами себе зрю, яко разумом мудрствуяй, согреших не неведением.

Когда исследую свои дела, Спаситель, то вижу, что превзошел я грехами всех людей, ибо я грешил с разумным сознанием, а не по неведению.

Пощади, пощади, Господи, создание Твое, согреших, ослаби ми, яко естеством чистый Сам сый Един, и ин разве Тебе никтоже есть кроме скверны.

Пощади, Господи, пощади создание Свое; я согрешил, прости меня; ибо Ты один чист естеством, и никто другой, кроме Тебя, не свободен от нечистоты.

Мене ради Бог сый, вообразился еси в мя, показал еси чудеса, исцелив прокаженныя и разслабленнаго стягнув, кровоточивыя ток уставил еси, Спасе, прикосновением риз.

Будучи Богом, Ты, Спаситель, принял ради меня мой образ и совершал чудеса, исцелял прокаженных, укреплял расслабленных и прикосновением к Твоей одежде остановил кровотечение у кровоточивой женщины.

Воскрсный богородичен 8-го гласа: Иже нас ради рождейся от Девы и распятие претерпев, Благий, испровергий смертию смерть, и воскресение явлей, яко Бог, не презри, яже создал еси рукою Твоею; яви человеколюбие Твое, Милостиве, приими рождшую Тя Богородицу, молящуюся за ны, и спаси, Спасе наш, люди отчаянныя.

Перевод. Ради нас рожденный от Девы и распятие претерпевший, ниспровергший смертию смерть и явивший воскресение как Бог, не презри, Благой, созданных рукою Твоею; яви человеколюбие Твое, Милостивый, прими родившую Тебя Богородицу, ходатайствующую за нас, и спаси, Спаситель наш, людей отчаявшихся.

Исцеление десяти прокаженныхЛк.17:12–20. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Исцеление расслабленногоМф.9:2–6. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.

Исцеление кровоточивойЛк.8:43–44. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.

Марии Египетской. Струи Иорданския прешедши, обрела еси покой безболезненный, плоти сласти избежавши, еяже и нас изми твоими молитвами преподобная.

Струи Иорданския прешедши, обрела еси покой безболезненный, плоти сласти избежавши, еяже и нас изми твоими молитвами, преподобная.

Троичен. Тя, Троице, славим, Единаго Бога: Свят, Свят, Свят еси, Отче, Сыне и Душе, Простое Существо, Единице присно покланяемая.

Тебя Троица, прославляем, Единаго Бога: Свят, Свят, Свят Ты, Отец, Сын и Дух, Простое Существо, Еди́ница, Которой всегда поконяются.

Богородичен. Из Тебе облечеся в мое смешение, нетленная, безмужная Мати Дево, Бог, создавый веки, и соедини Себе человеческое естество.

В Тебе, нетленная, не познавшая мужа Матерь-Дево, сотворивший мир Бог облекся в мой состав и соединил с Собою человеческую природу.

ПЕСНЬ 6

Ирмос. Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу, и услыша мя от ада преисподняго, и возведе от тли живот мой.

От всего сердца моего воззвал я к милосердному Богу, и Он услышал меня из ада преисподнего и спас жизнь мою от погибели.

Молитва пророка Ионы во чреве кита (Ион.2:3). К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой.

Востани и побори, яко Иисус Амалика, плотския страсти, и гаваониты, лестныя помыслы, присно побеждающи.

Восстань и побеждай плотские страсти, как Иисус Амалика, всегда побеждая и гаваонитян — обольстительные помыслы.

Иисус Навин — предводитель израильтян на пути в Землю Обетованную во время исхода из Египта. После смерти пророка Моисея возглавил священную войну израильтян против нечестивых языческих племен, населявших Палестину.

Амалик, амаликитяне — народность, с древних времен занимавшая земли между Синайским полуостровом и юго-западной частью Палестины, до границ Египта и Аравии. Амаликитяне напали на израильтян во время их исхода из Египта.

Исх.17:8–13. И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме. Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей [сильных] и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей. И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и [пошел] сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча.

Гаваониты — жители палестинского языческого города Гаваона, который Господь повелел уничтожить израильтянам под предводительством Иисуса Навина за беззакония. Узнав об этом грозном повелении, хитрые гаваонитяне пришли в израильский стан под видом нищих странников из далеких земель и заставили израильтян поклясться Богом, что те их не тронут. Когда евреи узнали, что на самом деле эти люди — жители Гаваона, то уже не могли причинить им вреда, так как дали клятву. Израильтяне оставили гаваонитян в стане в качестве слуг — заставили их носить воду и колоть дрова.

Прейди времене текущее естество, яко прежде ковчег, и земли оныя буди во одержании обетования, душе, Бог повелевает.

Душа, Бог повелевает: перейди, как некогда ковчег Иордан, текущее по своему существу время и сделайся обладательницею обещанной земли.

Здесь вспоминается чудесный переход израильтянами Иордана как по суху при вступлении в Землю Обетованную. После того, как священники внесли ковчег завета на середину реки, ее воды остановились.

Нав.3:15–17. Лишь только несущие ковчег [завета Господня] вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана – Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы, – вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла. И народ переходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все [сыны] Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан.

Яко спасл еси Петра, возопивша, спаси, предварив мя, Спасе, от зверя избави, простер Твою руку, и возведи из глубины греховныя.

Подобно тому как Ты спас Петра, воззвавшего, поспеши, Спаситель, спасти и меня, избавь меня от чудовища, простерши Свою руку, и выведи из глубины греха.

Мф.14:29–31. Он <Христос> же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

Молитва пророка Ионы во чреве кита (Ион.2:3). К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой.

Пристанище Тя вем утишное, Владыко, Владыко Христе, но от незаходимых глубин греха и отчаяния мя, предварив, избави.

Тихое пристанище вижу в Тебе, Владыка, Владыка Христе, поспеши же избавить меня от непроходимых глубин греха и отчаяния.

Сравни (ирмос 6-й песни воскресного канона, глас 6): Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве!

Перевод: Видя, как на море жизни поднимается буря искушений, я, поскорее приплыв к Твоей тихой гавани, взываю к Тебе: вызволи от [духовной] смерти жизнь мою, Многомилостиве!.

Троичен. Троица есмь проста, нераздельна, раздельна Личне, и Единица есмь Естеством соединена, Отец глаголет, и Сын, и Божественный Дух.

«Я – Троица несоставная, нераздельная, раздельная в Лицах, и Еди́ница, соединенная в существе», – Отец возглашает, и Сына, и Божественный Дух.

Богородичен. Утроба Твоя Бога нам роди, воображена по нам: Егоже яко Создателя всех, моли Богородице, да молитвами Твоими оправдимся.

Чрево Твое родило нам Бога, принявшего наш образ; Его, как создателя всего мира, моли, Богородица, чтобы нам по молитвам Твоим получить оправдание.

После шестой песни канона хор поются кондак и икос. Этот текст – позднейшая вставка и не принадлежит перу Андрея Критского, а является первой строфой (проимием) и первым икосом кондака преподобного Романа Сладкопевца, предназначенного для Великой пятницы.

Кондак, глас 6:

Душе моя, душе моя, востани, что спиши? конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй.

Душа моя, душа моя, восстань, что спишь? Конец приближается, и придешь ты в смятение; пробудись же, чтобы пощадил тебя Христос Бог, везде сущий и все наполняющий.

ПЕСНЬ 7

Ирмос. Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам; но не предаждь нас до конца, отцев Боже.

Мы согрешили, жили беззаконно, неправо поступали пред Тобою, не сохранили, не исполнили, что Ты заповедал нам; но не оставь нас до конца, Боже отцов.

Манассиева собрала еси согрешения изволением, поставльши, яко мерзости, страсти, и умноживши, душе, негодование, но того покаянию ревнующи тепле, стяжи умиление.

Ты, душа, добровольно вместила престу пления Манассии, поставив вместо идолов страсти и умножив мерзости; но усердно подражай и его покаянию с чувством умиления.

Манассия — царь Иудеи. Воцарился в возрасте 12 лет и правил 55 лет. Сын благочестивого царя Езекии. Отличался особым нечестием, был идолопоклонником и склонял к идолопоклонству весь еврейский народ (4Цар.21:1–18). Он «проводил своих сыновей через огонь», то есть сжигал их заживо в жертву Молоху, а также установил в храме Божием идол Астарты. Кроме того, Манассия пролил много невинной крови. Следствием греха, который посеял среди иудеев Манассия, стал вавилонский плен народа. В конце своего жестокого правления был взят в плен захватившими Иерусалим ассирийцами, которые увели его в цепях в Вавилон. Во время продолжительных лет плена царь Манассия покаялся в своих злодеяниях. После ассирийцы разрешили ему вернуться в Иерусалим, где он окончил свои дни, не возвращаясь к прежним беззакониям (2Пар.32:33—33:23). Плодом покаяния Манассии стала молитва, которая приводится в конце второй книги Паралипоменон и читается на богослужении в составе великого повечерия. Эта молитва звучит в храма в первые четыре дня Великого поста, когда служится великое повечерие с каноном Андрея Критского, она начинается словами: «Господи Вседержителю, Боже отцев наших, Авраама и Исаака и Иакова…»

Ахаавовым поревновала еси сквернам, душе моя, увы мне, была еси плотских скверн пребывалище и сосуд срамлен страстей, но из глубины твоея воздохни и глаголи Богу грехи твоя.

Ты подражала Ахаву в мерзостях, душа моя; увы, ты сделалась жилищем плотских нечистот и постыдным сосудом страстей; но воздохни из глубины своей и поведай Богу грехи свои.

3Цар.16:29–30. Ахав, сын Амвриев, воцарился над Израилем в тридцать восьмой год Асы, царя Иудейского, и царствовал Ахав, сын Амврия, над Израилем в Самарии двадцать два года. И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него.

Заключися тебе небо, душе, и глад Божий постиже тя, егда Илии Фесвитянина, якоже Ахаав, не покорися словесем иногда, но Сараффии уподобися, напитай пророчу душу.

Заключилось небо для тебя, душа, и голод от Бога послан на тебя, как некогда на Ахава за то, что он не послушал слов Илии Фесфитянина; но ты подражай вдове Сарептской, напитай душу пророка.

Попали Илия иногда дващи пятьдесят Иезавелиных, егда студныя пророки погуби во обличение Ахавово, но бегай подражания двою, душе, и укрепляйся.

Илия попалил некогда дважды по пятьдесят служителей Иезавели, когда истреблял гнусных пророков ее в обличение Ахава; но ты, душа, избегай подражания обоим им и крепись в воздержании.

Илия – один из ветхозаветных пророков, ревностно боровшийся за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество. Илия был призван на пророческое служение после того, как израильский царь Ахав заключил брак с дочерью царя Сидона Иезавелью. Иезавель привезла с собой из Сидона культ Ваала и Астарты и жрецов этих идолов, и склонила к их почитанию своего супруга, который «стал служить Ваалу» и построил ему храм в столице Израильского царства Самарии (3Цар.16:32–33), чтобы сделать город религиозным центром, который мог бы конкурировать с Иерусалимом. Согласно строгому монотеизму, который исповедовал Илия, действия Ахава – отступничество от веры в единого истинного Бога, карой за это стала трехлетняя засуха (3Цар.17:1).

Иезавель и Ахав воздвигли жестокое гонение на пророков Божиих, только из них благодаря заступничеству царедворца Авдия (3Цар.18:4) осталось в живых. Илия скрывался у потока Хораф, к востоку от Иордана, и вороны приносили ему пищу. Когда вода в потоке высохла, пророк по повелению Бога переселился в финикийскую Сарепту. Близ города он встретил вдову (Сараффию) и попросил дать ему воды и лепешку. Она ответила, что в доме осталось совсем немного муки и масла. Илия пообещал ей, что мука и масло не закончатся, пока он будет пребывать в ее доме, и слова его чудесным образом исполнились. По молитве Илии Бог воскресил умершего от болезни сына вдовы.

После трех лет засухи, когда в Израиле уже не осталось корма для скота, Бог призвал Илию встретиться с царем Ахавом (3Цар.18: 1). Пророк обвинил Ахава в том, что его покровительство культу Ваала и забвение единого Бога стали причинами засухи; он предложил устроить в присутствии народа на горе Кармил состязание между ним и жрецами Ваала, которое показало бы, какой Бог является истинным. Для этого было необходимо построить два жертвенника, положить на них дрова и тельцов, но не подносить к ним огня, а ждать, когда огонь сойдет с небес (3Цар.18:21–24). Жрецы Ваала долго взывали к своему богу и истязали себя, однако это не принесло никакого результата. Илия воздвиг жертвенник из 12 камней, что символизировало единство 12 колен Израиля (3Цар.18:31), положил на него дрова и рассеченного тельца, выкопал вокруг него ров и попросил вылить на жертвенник много воды, чтобы заполнить ров. Он обратился с молитвой к Богу, и с небес сошел огонь, уничтоживший не только жертвенного тельца, но и камни жертвенника и ров с водой (3Цар.18. 36–38). При виде этого народ исповедал Яхве истинным Богом. Илия призвал схватить всех находившихся там жрецов Ваала и убил их у потока Киссон (3Цар.18:39–40).

Троичен. Троице простая, нераздельная, единосущная, и Естество едино, Светове, и Свет, и Свята три, и едино Свято поется Бог Троица: но воспой, прослави, Живот и Животы, душе, всех Бога.

Троица простая, нераздельная, единосущая и одно естество, Светы и Свет, и три Святые и одно Святое (Святые три и одно Святое) поется Бог – Троица; воспой же и ты, душа, прославь Жизнь и Жизни – всех Бога.

Богородичен. Поем Тя, благословим Тя, покланяемся Ти Богородительнице, яко нераздельныя Троицы породила еси единаго Христа Бога и Сама отверзла еси нам сущим на земли небесная.

Воспеваем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, Богородительница, ибо Ты родила Одного из нераздельной Троицы, Христа Бога, и Сама открыла для нас, живущих на земле, небесные обители.

ПЕСНЬ 8

Ирмос. Егоже воинства Небесная славят, и трепещут Херувими и Серафими, всяко дыхание и тварь, пойте, благословите и превозносите во вся веки.

Кого прославляют воинства небесные и трепещут Херувимы и Серафимы, Того воспевайте все существа и творения, благословляйте и превозносите во вся веки.

Песнь трех вавилонских отроков (Дан.3: 57–61) Благословите, все дела Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, Ангелы Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, все силы Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки. См. также Ис.6:1–3.

Правосуде Спасе, помилуй и избави мя огня и прещения, еже имам на суде праведно претерпети; ослаби ми прежде конца, добродетелию и покаянием.

Правосудный Спаситель, помилуй и избавь меня от огня и наказания, которому я должен справедливо подвергнуться на суде; прости меня прежде кончины, дав мне добродетель и покаяние.

Яко разбойник, вопию Ти: помяни мя; яко Петр, плачу горце: ослаби ми, Спасе; зову, яко мытарь, слезю, яко блудница; приими мое рыдание, якоже иногда хананеино.

Как разбойник взываю к Тебе: вспомни меня; как Петр, горько плачу, Спаситель; как мытарь, издаю вопль: будь милостив ко мне; проливаю слезы, как блудница; прими мое рыдание, как некогда от жены Хананейской.

Лк.23:39–43. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?.. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Лк. 22:61–62. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал.

Лк.18:13. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

Лк.7:37–38. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.

Мф.15:22. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! великá вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

Гноение, Спасе, исцели смиренныя моея души, Едине Врачу, пластырь мне наложи, и елей, и вино, дела покаяния, умиление со слезами.

Один Врач — Спаситель, исцели гниение моей смиренной души; приложи мне пластырь, елей и вино — дела покаяния, умиление со слезами

Лк. 10:30–35. Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым… Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем...

Хананею и аз подражая, помилуй мя, вопию, Сыне Давидов; касаюся края ризы, яко кровоточивая, плачу, яко Марфа и Мария над Лазарем.

Подражая жене Хананейской, и я взываю к Сыну Давидову: помилуй меня; касаюсь одежды Его, как кровоточивая, плачу, как Марфа и Мария над Лазарем.

Мф.15:22. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.

Мф.9:20–21. И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею.

Марфа и Мария — сестры Лазаря из Вифании, в доме которого останавливался Христос. В Евангелии от Луки (Лк. 10:38–42) Господь укоряет Марфу за то, что она заботится о многом, но не о главном — наставлении в Слове Божием.

Лазарь — друг Христов, над которым совершилось одно из самых славных чудес Господа Иисуса Христа. Господь воскресил Лазаря, скончавшегося от внезапной болезни, на четвертый день после смерти, когда Марфа и Мария горько оплакивали его и положили во гроб, откуда уже исходил смрад разлагающегося тела. Воскресение Лазаря, свидетелями которого стало множество народа, укрепило веру простых израильтян в Иисуса как в посланного Мессию, а апостолов после распятия Христа утвердило в надежде на Его воскресение.

Это событие послужило поводом к тому, что на следующий день тысячи людей приветствовали Спасителя с пальмовыми ветвями во время Его входа в Иерусалим, а книжники и фарисеи, видя, сколько народа уверовало в Него, окончательно решили составить заговор против Христа (Ин. 11:1–12:11).

Троичен. Безначальне Отче, Сыне собезначальне, Утешителю Благий, Душе Правый: Слова Божия Родителю, Отца безначальна Слове, Душе живый и зиждай, Троице Единице помилуй мя.

Безначальный Отче, Собезначальный Сын, Утешитель Благий, Дух Правый, Родитель Слова Божия, Безначальное Слово Отца, Дух, Животворящий и Созидающий, Троица Единая, помилуй меня.

Богородичен. Яко от оброщения червленицы Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася: темже Богородицу воистинну Тя почитаем.

Как бы от окрашивания пурпурной краской, Пречистая, мысленная порфира – плоть Эммануила – внутри Твоего чрева соткалась; поэтому мы Тебя, истинную Богородицу, почитаем.

ПЕСНЬ 9

Ирмос. Безсеменнаго зачатия Рождество несказанное, Матере безмужныя нетленен Плод, Божие бо рождение обновляет естества. Темже Тя вси роди, яко Богоневестную Матерь, православно величаем.

Неизъяснимо рождение от бессеменного зачатия; нетленен плод Матери безмужной, ибо рождение Бога обновляет природу. Поэтому Тебя, как Богоневесту-Матерь, мы, все роды, православно величаем.

Недуги исцеляя, нищим благовествоваше Христос Слово, вредныя уврачева, с мытари ядяше, со грешники беседоваше, Иаировы дщере душу предумершую возврати осязанием руки.

Врачуя болезни, Христос-Слово благовествовал нищим, исцелял увечных, вкушал с мытарями, беседовал с грешниками и прикосновением руки возвратил вышедшую из тела душу Иаировой дочери.

Мф.4:23. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Мф. 9:10–13. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, чтó значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Воскрешение дочери Иаира (Мк. 5:22–43). И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива… Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифá куми́», что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление.

Мытарь спасашеся, и блудница целомудрствоваше, и фарисей, хваляся, осуждашеся. Ов убо: очисти мя; ова же: помилуй мя; сей же величашеся вопия: Боже, благодарю Тя, и прочия безумныя глаголы.

Мытарь спасся и блудница сделалась целомудренною, а гордый фарисей подвергся осуждению; ибо первый взывал: «Будь милостив ко мне»; другая: «Помилуй меня»; а последний тщеславно возглашал: «Боже, благодарю Тебя…» и прочие безумные речи.

Вспоминаются притчи о мытаре и фарисее и о грешнице, помазавшей голову и ноги Спасителя миром.

Закхей мытарь бе, но обаче спасашеся, и фарисей Симон соблажняшеся, и блудница приимаше оставительная разрешения от Имущаго крепость оставляти грехи, юже, душе, потщися подражати.

Закхей был мытарь, однако спасся; Симон фарисей соблазнялся, а блудница получила решительное прощение от Имеющего власть отпускать грехи; спеши, душа, и ты подражать ей.

Закхей – богатый человек, начальник мытарей, очень хотел увидеть Иисуса, ради чего даже забрался на дерево. Господь заметил его рвение и подозвал его.

Лк.19:5–10. Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Фарисей Симон – пригласил Христа к себе в дом, где к нему подошла блудница, возливая на ноги миро, поливая их слезами и отирая своими волосами. «Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» (Лк.7:39).

Блуднице, о окаянная душе моя, не поревновала еси, яже приимши мира алавастр, со слезами мазаше нозе Спасове, отре же власы, древних согрешений рукописание Раздирающаго ея.

Бедная душа моя, ты не подражала блуднице, которая, взяв сосуд с миром, мазала со слезами и отирала волосами ноги Спасителя, разорвавшего запись прежних ее прегрешений.

(Лк.7:37-38) И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.

Грады, имже даде Христос благовестие, душе моя, уведала еси, како прокляти быша. Убойся указания, да не будеши якоже оны, ихже содомляном Владыка уподобив, даже до ада осуди.

Ты знаешь, душа моя, как прокляты города, которым Христос благовестил Евангелие; страшись этого примера, чтобы и тебе не быть, как они, ибо Владыка, уподобив их содомлянам, присудил их к аду.

Лк.10:12–15. Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому. Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.

Да не горшая, о душе моя, явишися отчаянием, хананеи веру слышавшая, еяже дщи словом Божиим исцелися; Сыне Давидов, спаси и мене, воззови из глубины сердца, якоже она Христу.

Не окажись, душа моя, с отчаяния хуже хананеянки, у которой словом Божиим за её веру исцелена дочь; взывай Христу, как она, из глубины сердца: сын Давидов, спаси меня.

Мф.15:22–28. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! великá вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

Троичен. Троице единосущная, Единице триипостасная, Тя воспеваем, Отца славяще, Сына величающе и Духу покланяющеся, единому естеству воистинну Богу, Жизни же и живущему Царству безконечному.

Троица, единая по существу, Еди́ница трехличная, воспеваем Тебя, славя Отца, величая Сына и поклоняясь Духу, единому естеству, истинному Богу, Жизни и Живущему, бесконечному Царству.

Богородичен. Град Твой сохраняй Богородительнице Пречистая, в Тебе бо сей верно царствуяй, в Тебе и утверждается, и Тобою побеждаяй, побеждает всякое искушение, и пленяет ратники, и проходит послушание.

Град Твой сохраняй, Богородица Пречистая. Ибо под Твоей защитой с верой он царствует, и Тобой утверждается, и при Твоем содействии неотразимо побеждает всякое бедствие, и берет в плен врагов и держит их в подчинении.

Тропарь, посвященный преподобному Андрею Критскому

Андрее честный, и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя: да избавимся вси гнева и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно.

Андрей досточтимый, отец преблаженный, пастырь Критский, не переставай молиться за воспевающих тебя, чтобы избавиться от гнева, скорби, погибели и бесчисленных прегрешений нам всем, искренно почитающим память твою.



[1] Использованы переводы: епископа Александра (Милеанта), Н. И. Кедрова, сщмч. Феофана Адаменко.

[2] Ирмос – краткое песнопение, исполняемое хором в начале каждой песни гимнографического канона; поэтический и мелодический образец для следующих за ним тропарей. Тропари канона совпадают с ирмосом по числу слогов, делению на певческие строки и ударениям (актуально на языке оригинала). По содержанию ирмос тесно связан с текстом соответствующей библейской песни, и, таким образом, является связующим звеном между библейской песнью и тропарями канона, чем обычно объясняют значение этого термина, происходящего от греч. εἴρω – соединять, нанизывать.

[3] Предпослений тропарь каждой песни канона, посвященный прославлению Пресвятой Троицы.

[4] Завершающий тропарь каждой песни канона, посвященный прославлению пресвятой Богородицы и содержательно не связанный с темой канона.

[5] О некоторых особенностях иконографии распятия http://www.pravoslavie.ru/999.html