Оксана Терещенко: «Их маленькие победы – они для меня важнее всего!»

Заглавная

16 февраля в Московском Культурном Фольклорном Центре под руководством Людмилы Рюминой прошла премьера инклюзивного спектакля «Малыш и Карлсон в гостях у народов мира» детской балетной студии «АкТер». Наравне с учениками балетной студии в нем приняли участие воспитанники Дмитровского детского дома-интерната для детей с физическими недостатками.

В спектакле герои Астрид Линдгрен путешествуют по миру и через танец знакомятся с культурой разных народов. Дети из Дмитрова – давние друзья нашего прихода – исполнили два номера: молдавский танец и финальную композицию под музыку Майкла Ньюмена. 

О том, как дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, на колясках, учатся танцевать, преодолевают себя, дружат, меняют представления педагогов и завоевывают зрительские сердца, рассказала ОКСАНА ГЕОРГИЕВНА ТЕРЕЩЕНКО, художественный руководитель студии «АкТер», балетмейстер-постановщик спектакля и постоянная прихожанка храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО. 

Оксана Георгиевна

 Оксана Георгиевна с детьми из Дмитровского детского дома

- Оксана Георгиевна, разрешите поздравить вас с премьерой. Расскажите, пожалуйста, как вы познакомились с детьми из Дмитровского детского дома и как возникла идея сотрудничества, совместных постановок? 

Знакомство произошло задолго до того момента, как мы начали вместе работать. Первый раз в Дмитровский детский дом я приехала лет двенадцать-тринадцать назад со своими учениками, которым сейчас по четырнадцать-шестнадцать лет, а тогда было четыре годика, кому-то три годика. Мы приехали просто показать детский концерт, познакомиться. И вот, когда мы уезжали, одна девочка, которую сейчас я, конечно, уже не смогу узнать, но помнить ее буду очень долго, она кричала: «Вы обещаете, что вы еще приедете? Вы обещаете, что вы сделаете сказку?» Я сказала тогда: «Обещаю!». Потом мы неоднократно приезжали, делали разные выступления, так продолжалось несколько лет.

В один из дней я зашла на сайт детского дома и увидела девочку, Наташу Нефедову, у которой была мечта – танцевать. Она сказала, что ей очень нравятся танцы. Я не думала, что это перерастет в какое-то танцевальное движение, что это будет наша общая студия. Я просто приехала к ней с моими девочками-ученицами, мы подарили Наташе балетную юбку. Для любой девочки, это, наверное, мечта, ассоциирующаяся с чем-то светлым, воздушным. Встреча с Наташей стала определяющим моментом, потому что потом все ушли на каникулы, я приехала в детский дом и мы с ней начали ставить номер. Просто номер. Он ни к чему не относился, мне просто хотелось, чтобы эта девочка танцевала.

01

В дальнейшем директор студии «АкТер» предложила, чтобы с детьми из Дмитрова работала постоянная хореографическая команда, чтобы занятия стали регулярными. Сейчас это уже переросло в некое движение, в котором с каждым годом участвует все больше детей. 

- То есть до этого опыта работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата у вас не было? 

Если бы мне кто-нибудь сказал раньше, много лет назад, что искусство хореографии будет доступно для людей с ограниченными возможностями и на театральных площадках Москвы будут выступать дети на колясках, я бы, наверное, не удивилась, но для меня это было бы диковинкой. 

- Чем для вас, как для хореографа, была и есть работа с детьми из Дмитровского детского дома? Это был вызов? 

Это был новый путь. Потому что я не знала, как это реализовать, как поставить им танцы, чтобы им это было доступно, потому что у них ограниченные возможности, но в то же время понимала, что это им очень нужно. И не столько для движения, сколько для внутреннего становления, – чтобы они на сцене почувствовали себя уверенно, переступили грань зажатости, скромности. Нет, скромность – неподходящее слово, – стеснения. Вот такого состояния, когда мы всего стесняемся: своего тела, своих недугов. Это стеснение должно стираться, когда мы вместе со всеми, когда есть единомышленники. 

Когда мы привезли деток на премьерный спектакль «Малыш и Карлсон в гостях у народов мира», среди них были новые деточки, первачки. Одну девочку, Лизоньку, привезли мама и папа. Мама мне сказала (она подобрала такое интересное, эмоциональное слово): «Вы нас подставили! Мы не понимали, куда мы едем, мы думали, что просто приедем помахать руками-ногами. А мы участвуем в спектакле, мы волнуемся, мы боимся». Я ответила: «Это очень хорошо, что вы сейчас приехали, потому что Лиза перешагнет барьер». Она очень тяжело общается с людьми, и, когда уже закончился спектакль, мама стояла на сцене со своей дочкой и она мне сказала: «Вы знаете, Лиза не хочет уходить со сцены». Лиза сидела с подаренным ей букетом цветов; и вот для меня самым главным было не то, что она сделала какие-то движения, а то, что ребенок не уходил со сцены. Она призналась маме: «Я больше не боюсь», – вот это самое главное. Самое важное, что она переборола какой-то свой внутренний страх. Эти их маленькие победы – они для меня важнее всего. 

04

- Как ученики студии «АкТер» относятся к детям из Дмитрова, к совместным репетициям, номерам? 

Любой преподаватель, наверное, скажет, что ему повезло с учениками, но мои ученики относятся к особенный детям как к равным. Это очень важно. У них нет акцента на то, что они отличаются, они другие. Мы делаем совместные номера (у нас еще есть концертные номера, которые дети танцуют вместе), и ученики балетной студии помогают воспитанникам детского дома, они с ними дружат, помогают, подсказывают, у них есть контакт. Это такая дружба, которая и одних, и других детей заставляет быть одинаковыми: у них нет разделения, границы – я хожу, а я еду на коляске. Это очень важно и мне это очень нравится. 

Сорок сороков

Совместный  номер на фестивале "Сорок сороков"

И мне еще нравится, как меняются родители. Когда мы холим, леем своих чад, мы не всегда видим, что рядом с нами есть какая-то проблема, или не хотим ее видеть. И когда вдруг вольно или невольно родители попадают в это же русло… Мне кажется, мои родители стали даже по-другому относиться к детям, у них появилась любовь, неравнодушие к людям. Они с радостью приносят и дарят цветы, они что-то собирают и просят меня отвезти в детский дом. У них появилась мысль о других детях! 

- Возвращаясь к прошедшему спектаклю, расскажите, пожалуйста, о номерах, которые вы поставили для детей из Дмитрова. 

Один номер у них молдавский. У меня с этими ребятами уже третья премьера, это достаточно долгий период жизни. Мы почти все время танцевали лирику. У нас был русский народный танец, достаточно динамичный. Но этот молдавский – он очень заводной, в хорошем музыкальном исполнении. Они же современные дети, и классическая музыка им далека, она им, может, и нравится, но большую часть жизни они слушают другое. И мне хотелось, чтобы они услышали, что, например, виолончелист может сыграть молдавскую мелодию в современной обработке. Дети ей очень зарядились, и потом стали придумывать трюковые моменты, которые были бы и им интересны, и зрителю; могли бы удивить зрителей, привести в восторг. Вот так мы пришли к этому номеру.

03

 Молдавский танец

Второй номер – с новыми детьми, финальный танец под музыку Майкла Ньюмена, условно его можно назвать «Мечты». Я думала, что же этим кнопочкам придумать, они же совсем еще ничего не могут? Еще этот класс, где они занимаются, там есть детки, которые практически не двигаются, но зато они тонко воспринимают звуки. Они слушают музыку – и у них на лицах появляется улыбка. Они не могу ни руки поднять, ни головы повернуть, но они сидят и улыбаются. Я поняла, что, значит, эти звуки бередят их внутренние струны. Выбрали эту мелодию, которая, с одной стороны, и объединяет всех, и сильно внутрь заходит, и она такая, стремящаяся ввысь. Вот так мы решили поставить этот финальный танец.

Финальный номер

 Заключительный танец спектакля

Но это первый номер наших малышей-новичков, я думаю, что потом у них будут уже какие-то многогранные вещи, интересные, но пока с чего-то надо начинать. 

- Как проходят ваши репетиции? Детям интересно, трудно танцевать? 

Им, как любым детям, нравится, когда их хвалят, и очень не нравится, когда им делаешь замечания. Они бывает и ленятся, и капризничают, особенно старшие. Маленькие не так, но старшие уже показывают свой характер. Самое главное – на это не реагировать. То есть, если ты поддаешься на такую слабость, потому что они давят психологически на то, что «мы не можем», «мы слабые, мы больные дети», дело не пойдет. Я говорю: «Чем ты болеешь? Я же не заставляю тебя вставать, ты же можешь руку поднять так, как я тебя прошу?» И тогда у них возникает внутреннее чувство ответственности. Я им говорю: «Если вы не можете, давайте, мы тогда откажемся. Но вы же хотите выступать? У вас же есть какая-то цель занятий. Мы можем заниматься сами для себя. Если мы хотим выйти на большую сцену и показывать свое мастерство другим людям, мы должны всё сделать, чтобы зрители получили от вашего выступления радость, чтобы они ушли с чем-то. Не просто посмотрели, а испытали чувство гордости, интереса, открытия для себя». Я к ним отношусь и общаюсь с ними как со взрослыми, они для меня точно такие же ученики, как дети с двигающимися руками и ногами. 

- Получается, эти занятия и выступления очень важны для детей в плане их социализации: они учатся личной ответственности, взаимоотношениям со взрослым... 

Мы плотно с ними общаемся и работаем два года, и они изменились не только на сцене, они изменились внутренне. Они стали лучше учиться, у них изменилась речь. Культура входит в человека и она его изнутри украшает, преображает. И это преображение видно даже по их учебе, по их экзаменам, поведению, и меня это радует очень-очень сильно. 

- Ваши творческие планы? 

Сейчас нас пригласили на фольклорный фестиваль в этот же Культурный Центр под руководством Людмилы Рюминой и попросили показать вообще всё, что мы умеем. И вот в какой-то из дней с 27 марта по 1 апреля мы опять приедем показывать свое мастерство. Детей из Дмитровского детского дома уже приглашают, они явились открытием для многих людей.

И мы всех приглашаем и будем рады видеть на наших выступлениях! 

Все вместе


Когда мы спросили Оксану Георгиевну, какую фотографию поставить в качестве заглавной, она ответила: «Если возможно ,поставьте нашу общую финальную фотографию. Она красива и по теме. Тем более, что это спектакль для этих детей и о них!» Вот они, все дети из Дмитровского детского дома, принимавшие участие в спектакле: Березкина Милена, Захарова Алиса, Прилепко Елена, Соколова Вероника, Нефедова Наталья, Гаврилова Дарья, Голубкин Егор, Погорелов Алексей, Медведева Аня , Черняков Александр, Кожашева Елизавета , Горшков Илья. 

Материал подготовила Елена Думби.
Больше фото спектакля доступно по ссылке.

02

DSC 1593 01

DSC 1784

DSC 1874 01

DSC 2044

 

10

DSC 2246

DSC 2276

DSC 2311

DSC 2331

DSC 2450

DSC 2699

DSC 2735

DSC 2899

DSC 2940