Сретение Господне: событие праздника и фотографии богослужения

01

Сретение Господне — двунадесятый праздник, посвящённый воспоминанию одного из важных событий в земной жизни Иисуса Христа. Соласно Евангелию от Луки, на сороковой день по Рождестве Пресвятая Богородица и Иосиф Обручник принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы по обычаю ветхозаветного закона посвятить Его Богу, а также принести благодарственную и ритуальную очистительную жетвы. Божия не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости; тем более, не нуждался в особом посвящении Богу происходящий от Него Младенец Иисус, однако и Спаситель, и Пречистая Дева по глубочайшему смирению исполнили предписания закона со всей мыслимой точностью.

При входе в храм произошла встреча Богомладенца и праведного старца Симеона, которому некогда Духом Святым было обещано, что он не умрёт, пока не увидит своими глазами пришедшего на землю Спасителя мира. Церковное предание говорит о том, что праведный Симеон был одним из семидесяти учёных толковников, которые переводили Библию с еврейского на греческий язык во времена Птолемея Филадельфа, то есть примерно за 270 лет до Рождества Христова. Симеон усомнился в словах пророка Исайи «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», и хотел слово «дева» исправить на «молодая женщина». И вот тогда ему было дано обетование, что он не умрёт, пока не убедится в истинности указанного пророчества. Он прожил свою долгую жизнь – много дольше, чем люди живут обычно, — для того, чтобы увидеть это Божественное таинство и лицом к лицу встретиться с Воплотившимся Богом. Старец Симеон стал, таким образом, символом ветхозаветного народа Израильского, абсолютный смысл многовековой истории которого заключался в подготовке себя и окружающего его языческого мира ко встрече с грядущим Мессией и исповедании Его Спасителем всего человечества. 

Славянское слово «сретение» и означает «встреча». Симеон был уже очень стар и превзошел все мыслимые пределы человеческой жизни, когда по внушению Духа Святого он пришел в Иерусалимский храм и принял наконец на свои руки Младенца Иисуса. При этом он произнёс те замечательные по своей силе слова, которые стали молитвой и сегодня читаются или поются в христианских церквях за каждым вечерним богослужением. В переводе на русский язык они звучат так: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29–32). Теперь, дожив до встречи с Богом, Который стал – по Своей любви к людям – истинным Человеком и Который просветит Своей проповедью все народы земли, старец Симеон мог спокойно умереть: сретение наконец состоялось.

Обращаясь к Деве Марии, Симеон произнес другие пророческие слова: «Се, лежит Сей на падение и восстание многих и в предмет пререканий; и Тебе Самой оружие пройдет душу, дабы открылись помышления многих сердец» (Лк. 2:3435) — удивительные слова, которые полностью осуществились и в земной жизни Спасителя, и после Его Воскресения: Он стал предметом пререканий, и одни, принимая Спасителя, восставали вместе с Ним, а другие, отвергая Его, падали.

Слова же об оружии, то есть о мече, которым будет пронзено сердце Богородицы, — это пророчество о тех страданиях, что Ей еще предстоит испытать в тот день, когда Она окажется свидетельницей мучений и смерти на Кресте Собственного Сына. Данные слова легли в основу иконографии образа Богородицы «Умягчение злых сердец».

Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна Пророчица, восьмидесяти четырёх лет, служившая Богу постом и молитвой день и ночь все долгие годы своего вдовства. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нём всем в Иерусалиме.

Праздником Сретения Господня завершается цикл рождественских праздников, посвящённых прославлению явльшегося в мир Господа и Спасителя – Богочеловека Иисуса Христа. Символика встречи бесконечно перерастает буквальное значение воспоминаемого в день Сретения евангельского события, и оно становится встречей Ветхого и Нового Заветов и одновременно оправданием и исполнением в Иисусе Христе древних мессианских чаяний. «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискуплeнное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…» — писал святитель Феофан Затворник.

Смысл праздника Сретения – в долгожданной и спасительной встрече всего человеческого рода и каждого отдельного человека с единым истинным Источником всякого добра и подлинного блага – Господом Иисусом Христом. Жизнь человеку дана для того, чтобы он встретился с Богом, и во многом от нас зависит, произойдет такая встреча или нет. Можно встретиться с Богом в молитве, в Евангелии, в преображенном верой праведнике; увидеть Создателя в красоте окружающего мира или произведениях искусства; всем сердцем обратиться к Нему в моменты переживания большого счастья или же преодоления серьезных испытаний, но совершенно особым образом наша встреча с Господом происходит в Церкви, в Таинствах. Всякий раз, когда мы прибегаем к спасительному таинству Покаяния, мы чувствуем Божие милосердие и любовь к каждому человеку. Причащаясь Святых Христовый Таин на Литургии, мы каждый раз не просто, подобно старцу Симеону, берем на руки Младенца Спасителя, но теснейшим образом соединяемся с Ним, и Он весь живет в нас. Только очень важно, чтобы и мы жили в Нём, чтобы причащение Святых Христовых Таин приносило реальный плод в нашей жизни, чтобы оно было в нас источником любви, источником благодати, чтобы оно соединяло нас с Богом и друг с другом.

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23