Благовещение: событие, история, песнопения и литургические чтения праздника

Икона заглавная

Благовещение (т.е. благая, добрая, радостная весть) – один из главных христианских праздников, посвященный воспоминанию возвещения Архангелом Гавриилом Пресвятой Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова. Отмечается ежегодно 7 апреля (25 марта по старому стилю) – ровно за девять месяцев до Рождества Христова. Чаще всего праздник приходится на период Великого поста, однако может совпадать и с пасхальным торжеством – по среду Светлой седмицы включительно.

События Благовещения описаны единственным евангелистом – апостолом Лукой (Лк. 1:26–38). По Церковному преданию, Лука был хорошо знаком с Богоматерью, поэтому пишет о Ней чаще и больше других. В своем Евангелии он сообщает, что в шестой месяц после зачатия праведной Елизаветой святого Иоанна Предтечи Архангел Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с радостной вестью о том, что от Нее родится Спаситель мира. Войдя к Ней, Гавриил сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария смутилась от ангельского приветствия и размышляла о его значении, Гавриил же продолжил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца». Мария в недоумении спросила, как исполнение этого обещания совместимо с соблюдением избранного Ею девственного образа жизни: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил Ей, что воплощение Сына Божия будет совершено чудесным действием Святого Духа: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Тогда Мария со смирением сказала: «Cе, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее ангел. День Благовещения Пресвятой Богородицы является и днем воплощения Спасителя, поэтому в тропаре праздника поется: «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует», в переводе на русский язык, «сей день спасения нашего начало и предвечного таинства явление: Сын Божий Сыном Девы становится и Гавриил о благодати благовествует».

Благовещение у кладезя

Благовещение у кладезя (колодца)

Христианские апокрифы II века «Протоевангелие Иакова» и «Книга о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» дополняют евангельское повествование о событии Благовещения некоторыми подробностями. Согласно преданию, Дева Мария услышала архангельское благовестие сначала у колодца или источника, куда Она пошла за водой, а затем в доме, где Она, по выпавшему Ей жребию, пряла из пурпурной нити завесу или ковер для иерусалимского храма. Эти эпизоды непосредственно следовали друг за другом или же между ними прошло несколько дней. Апокрифическое предание нашло свое отражение в иконографии праздника, в частности, в фресковой росписи многих храмов встречается сюжет «Благовестие у кладезя», а на иконах услышавшая архангельское приветствие Богородица обычно изображается с пурпурной нитью в руках и веретеном. Однако мотив рукоделия воспринимается не только как некая бытовая подробность. Тонкая красная нить — указание на то, что из чистых и девственных кровей Приснодевы соткалась пречистая плоть Спасителя. Тексты, тождественные такому художественному образу, присутствуют и в гимнографии: «Пречистая! Мысленная багряница — плоть Еммануила соткалась внутри Твоего чрева как бы из вещества пурпурного, потому мы почитаем Тебя, истинную Богородицу» (перевод Богородична 8-ой песни Великого покаянного канона).

Благовещение пурпур

 Икона Благовещения, в руках у Богородицы - пурпурная нить и веретено

Установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV века, однако изображения Благовещения присутствуют уже среди росписей катакомб второй половины II – первой половины III веков. Открытие святой равноапостольной Еленой в начале IV века мест земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов на этих местах (в частности, в Назарете) вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Воплощения; возможно, с этим связано и установление Благовещения как отдельного праздника. В начале VIII века армянский автор Григор Ашаруни писал, что начало церковного богослужебного празднования Благовещения связано с именем свт. Кирилла Иерусалимского (†386 г.).

В VI веке прп. Роман Сладкопевец написал кондак на Благовещение; к концу VII века – это уже один из самых почитаемых праздников в Константинополе, а правилом Трулльского собора была закреплена практика совершения на Благовещение полной литургии свт. Иоанна Златоуста, если оно выпадает на будние дни Великого поста. Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; богослужение неизменно совершается 25 марта (7 апреля нов. ст.). . Важным отличием современного греческого Типикона является перенос Благовещения на первый день Пасхи, если праздник выпадет в Великие пятницу или субботу. В традиции Русской Православной Церкви праздник никогда не переносится на иной день, однако порядок его совершения отличается большим разнообразием.

Если Благовещение выпадает на пятницу шестой недели Великого поста, как в 2017 году, оно отмечается два дня (предпразднство и день праздника); праздничное всенощное бдение состоит из великого повечерия, в конце которого совершается лития, утрени и 1-го часа. 7 апреля с утра читаются 3-й, 6-й и 9-й часы, изобразительны и совершается вечерня с литургией свт. Иоанна Златоутса.

Среди богослужебных текстов праздника особой поэтичностью выделяются исполняемая на вечерне и обычно на литургии во время причащения священнослужителей стихира «Совет превечный», полная ветхозаветных прообразов Богородицы, и канон утрени,— один из немногих диалогических канонов: он строится на напряженном драматическом диалоге Архангела Гавриила и Богоматери. В каждой песни один тропарь составляют слова Ангела, другой — Богородицы. Эта особенность канона связывает его. Его содержание составляет уверение Богородицы в истинности слов Архангела Гавриила. Оно занимает почти весь канон — с первой по восьмую песнь. Канон с переводом на русский язык и комментариями и утренние стихиры можно скачать в формате  Word или PDF.

Кондак, исполняемый на праздник Благовещения, хорошо знаком верующим, так как является также первым стихом Акафиста «Взбранной Воеводе…». Это победная благодарственная песнь, обращенная к Богородице от лица «Ее города», то есть Константинополя, «избавленного от ужасов» нашествия иноплеменников. Написание кондака связывают с осадой столицы Византии летом 626 года аварами, славянами и Сасанидами, когда патриарх Константинопольский Сергий I с иконой Божией Матери обошел городские стены, и опасность была отвращена. В церковнославянском переводе «город Твой» заменено на «раби Твои». 

СТИХИРА ВЕЧЕРНИ, на «Господи, воззвах», глас 6

Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста, Тебе лобзая и вещая: радуйся, земле ненасеянная; радуйся, купино неопалимая; радуйся, глубино неудобозримая; радуйся, мосте, к Небесем преводяй, и лествице высокая, юже Иаков виде; радуйся, Божественная стамно манны; радуйся, разрешение клятвы; радуйся, Адамово воззвание: с Тобою Господь.

Перевод: Совет (замысел) предвечный открывая Тебе, Отроковица, Гавриил предстал Тебе, приветствуя Тебя и возглашая: «Радуйся, земля незасеянная; радуйся, куст терновый несгорающий; радуйся, глубина, непроницаемая взором; радуйся мост, приводящий к небесам и лестница высокая, которую Иаков видел; радуйся, Божественный сосуд с манной; радуйся, избавление от проклятия; радуйся, призвание Адама ко спасению, с Тобою Господь!»

Послушать: знаменный распев в исполнении хора СТСЛ п/у архим. Марфея; соч. П.Чеснокова в исполнении Ирины Архиповой.

ТРОПАРЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ, глас 4

Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

КОНДАК БЛАГОВЕЩЕНИЯ, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Перевод: Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»

ВЕЛИЧАНИЕ

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Перевод: Словами Архангела возглашаем Тебе, Чистая: «Радуйся Благодатная, Господь с Тобою!»

Послушать: соч. Д. Бортнянского, хор Успенского монастыря.

 

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ
(Лк. 1:24–38)

В те дни зачала Елисавета, жена Захарии, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие.
И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю?
Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел. 

ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА
(Евр. 2:11–18)
(перевод еп. Кассиана (Безобразова))

Ибо подобало Ему, чтобы Он, для Которого всё, и чрез Которого всё, многих сынов приводя в славу, Начальника их спасения совершил чрез страдания,
Ибо и Освящающий и освящаемые, все – от Одного: по этой причине Он не стыдится называть их братьями, говоря: Возвещу имя Твое братьям Моим; посреди собрания воспою Тебя.
И еще: Я буду уповать на Него. И еще: Вот Я и дети, которых Мне дал Бог.
Поэтому, как дети причастны крови и плоти, так и Он стал общником крови и плоти, чтобы чрез смерть упразднить имеющего власть над смертью, то есть диавола, и освободить всех тех, которые, в страхе смерти, были всю жизнь подвержены рабству.
Ибо, несомненно, Он не ангелов воспринял, но семя Авраамово воспринял Он.
Поэтому Он должен был во всём быть подобным братьям, чтобы стать милостивым и верным Первосвященником в служении пред Богом для умилостивления за грехи народа.
Ибо, как Он пострадал, Сам быв искушён, то может помочь искушаемым. 

Уильям Баркли. Толкование на послание к Евреям

Здесь автор Послания к Евреям употребляет один из величайших титулов Иисуса. Он называет Его Вождем (архегос) спасения. Этот же титул архегос дан Иисусу в Деян. 3,15; 5,31; Евр. 12,2. Значение этого слова – начальник, глава. Кроме этого оно может означать основатель, зачинатель. Оно употребляется для обозначения основателя города или родоначальника семьи, или основоположника философской системы. Это же слово может быть употреблено в значении источник, начало. Так говорили, что хороший правитель – источник, архегос мира, а плохой правитель – источник, архегос распрей.
Но одна основная черта присуща этому слову во всех случаях употребления. Архегос – это тот, кто предпринимает что-то для того, чтобы другие имели в нем причастия. Он начинает семью, чтобы другие могли в ней родиться; он основывает город, чтобы другие могли жить в нем; он создает философскую школу, чтобы другие могли следовать по его стопам к истине и миру, которые он открыл. Он является также создателем блаженства, которому могут быть причастны другие. Архегос – это тот, кто прокладывает путь, по которому последуют другие. Кто-то провел такую аналогию: предположим, что судно село на рифы и спасти людей можно только, если один член команды поплывет к берегу с тросом и закрепит его там, чтобы остальные могли последовать за ним. Тот, который плывет первым, чтобы спасти остальных – архегос. Это и имеет в виду автор Послания к Евреям, когда он называет Иисуса Вождем нашего спасения. Иисус проложил путь к Богу, по которому мы можем следовать за Ним.
Откуда Он получил способность для того? В Библии сказано, что Бог совершил Его (сделал Его совершенным) через страдания. Глаголу совершил (сделал совершенным) в греческом тексте соответствует глагол телеоун, который произведен от прилагательного телеиос. Это прилагательное обычно переводится как совершенный. Но в Новом Завете прилагательное телеиос имеет особое значение. Оно не имеет ничего общего с абстрактным, метафизическим или философским совершенством. Оно употребляется для характеристики, например, животного для жертвоприношения, не имеющего пороков; студента или ученика, окончившего начальную школу и хорошо подготовленного; зрелого человека или животного; христианина, который уже не является новичком Церкви, а принял крещение. Главное значение прилагательного телеиос в Новом Завете сводится к тому, что кто-то или что-то полностью отвечают целям и требованиям, для которых они предназначены. Поэтому и глагол телеоун имеет менее значение сделать совершенным, как более привести в полное соответствие с целью и заданием, для которых он предназначен. Таким образом, автор Послания к Евреям говорит, что через страдания Иисус обрел абсолютную способность выполнить возложенную на Него задачу быть зачинателем нашего спасения.
Почему это должно было случиться?
1. Именно через Свои страдания Он сравнялся с людьми. Автор Послания к Евреям цитирует три отрывка из Ветхого Завета, предсказывающих, по его мнению, это отождествление с людьми: Пс. 21,23; Ис. 8,17.18. Если бы Иисус пришел в образе, в котором Он никогда не смог бы пострадать, то Он был бы совершенно непохож на людей, и потому не смог бы стать их Спасителем. Как сказал Джереми Тэйлор: «Когда Бог спасал людей, Он сделал это по-человечески». Именно это отождествление с людьми и представляет сущность христианского представления о Боге.
Сущность представления греков о Боге сводилась к тому, что Бог отрешен от мира людей, сущность же христианской идеи о Боге заключается в том, что Бог отождествляется с человеком. Через Свои страдания Иисус Христос сравнялся с человеком, отождествил Себя с ним.
2. Через Свое отождествление с человеком Христос сочувствует ему. Он, в буквальном смысле слова, чувствует также, как они. Кто сам через печали и страдания не прошел, не может понять другого, пережившего подобное. Человек, у которого нет болезни нервов, не имеет представления о муках, которые испытывает чувствительный человек. Физически здоровый человек не имеет представления об усталости или боли, которые постоянно мучают другого. Человек, который легко учится и схватывает новое, часто не может понять, почему у другого возникают трудности. Человек, не знающий печали, не может представить себе душевной боли другого, охваченного горем. Человек, который никогда не любил, не имеет представления о внезапном счастье или о томительном одиночестве влюбленного. Чтобы искренне сочувствовать человеку, мы сначала сами должны пережить то, что пережил другой – именно так поступил Иисус.
3. Иисус может действительно помочь человеку, потому что он сочувствует ему. Он знает наши печали; Его обуревали наши искушения. А так как Он знает какая нам нужна помощь, Он может оказать ее нам.