Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи

Обретение главы Иоанна Предтечи

9 марта Церковь чтит память Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а именно, отмечает Первое и второе обретение его честной главы.

Значение Иоанна Предтечи для верующих всегда было очень велико. После Богородицы, это самый почитаемый святой, которому отведено большое количество церковных праздников, это один из очень малого числа святых, чье рождество отмечается Церковью. Важное положение Иоанна Крестителя в христианстве целиком основывается на том уважении, которое неоднократно выказывал ему Господь наш Иисус Христос во время земной жизни, указывая на него как на Своего предтечу: «Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его».

Поэтому мощи святого Иоанна Предтечи всегда имели большую важность, а его глава рассматривалась как особая, очень значимая святыня, оттого в Церкви и празднуются все три обретения главы. Первое обретение произошло в IV веке, второе — в V веке, а третье — в IX веке. Праздник Первого и второго чудесных обретений отмечается Русской православной церковью 24 февраля (9 марта) — в невисокосные годы, а в високосные — 24 февраля (8 марта). Кроме того, 25 мая (7 июня) празднуется Третье обретение главы.

Согласно Евангельскому повествованию, в 28/29 или 35/36 году Иоанн был арестован и заключен в тюрьму тогдашним правителем Галилеи Иродом Антипой из-за того, что обличал его за незаконный брак с Иродиадой. При этом Ирод не хотел убивать Иоанна Предтечу, потому что считал его святым и слушал его наставления, а также боялся народа, которрый почитал Крестителя Господня пророком. Однако его незаконной супруге Иродиаде хотелось избавиться от Иоанна Крестителя как можно скорее и навсегда. Однажды на пиру в честь своего дня рождения Антипа пообещал в присутствии вельмож и знатных людей Галилеи, что исполнит любое желание станцевавшей для гостей дочери своей жены Иродиады. По наущению матери она попросила в качестве награды голову Иоанна Предтечи, что и было исполнено.

Иродиада, боясь воскресения Иоанна Крестителя, не позволила погрести его честную главу вместе с телом, но положила ее в сосуд и тайно закопала в одном из поместий Ирода. Существовали различные предания о месте захоронения главы Иоанна Предтечи. Согласно одному из них, оно находилось в Иерусалиме, на Елеонской горе. Согласно другой традиции, главу святого выкрала у Иродиады и погребла праведная Иоанна, благочестивая жена Хузы, домоправителя Ирода.

О дальнейшей судьбе главы Иоанна Предтечи сообщают византийские сказания. Во время правления равноапостольного императора Константина (306–337) ее нашли два монаха, пришедшие в Иерусалим для поклонения святым местам. Во сне им явился Креститель Господень и указал на место, где была скрыта его глава. На обратном пути из Иерусалима они повстречались с неким бедным горшечником из сирийского города Эмесы, оставившим свой город и отправившимся на заработки. Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености вверили ему нести мешок со святыней. А тот и нес себе, пока явившийся ему во сне святой Иоанн Креститель не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенным ему мешком. Таким образом реликвия оказалась в Эмесе, где сперва хранилась в семье горшечника, а затем передавалась из рук в руки благочестивыми жителями города, пока не попала в руки иеромонаху Евстафию, стороннику арианской ереси. Он обманывал жителей города, приписывая все чудеса и исцеления, происходившие от этой реликвии, своей святости и истинности исповедуемых им догматов. Вскоре хитрость Евстафия была раскрыта, и он был изгнан из Эмесы. Уходя, Евстафий закопал главу в некой пещере, в которой вскоре поселились монахи, не знавшие о скрытой реликвии, а затем здесь был основан монастырь.

В 452 году, во время правления императора Маркиана, глава была повторно обретена игуменом монастыря архимандритом Маркеллом и торжественном положена епископом Эмесы Уранием в монастырской церкви. Это событие праздновалось в Византии и ныне отмечается в Русской Православной Церкви вместе с празднованием первого обретения честной главы Иоанна Предтечи.